Москва / Точка зрения 4 августа 2014 г. 18:00

Тур с экстримом

Interfax-Russia.ru – Туроператор "Лабиринт" объявил о приостановке деятельности, пострадать от этого могут более 55 тыс. туристов.

Российский туристический бизнес пережил очередное потрясение в первых числах августа. О приостановке деятельности 2 августа объявил туроператор "Лабиринт". Причины подобного шага, как отмечается на сайте компании, связаны главным образом с последствиями неблагоприятной политической обстановки, сложившейся в последние месяцы из-за конфликта на юго-востоке Украины.

"Причины этого решения следующие: резкий рост курса валют сказался на покупательской способности; негативная политическая и экономическая ситуация, повлиявшая на количество бронирований, а также смещение принципа подачи заявок — подавляющее большинство бронирований делалось за незначительный период до вылета (так называемые "горящие" туры), <…> рекомендации на запрет выезда за границу для военнослужащих и сотрудников внутренних служб", - говорится в пресс-релизе туроператора.

Кроме того, "Лабиринт" был консолидатором на многих региональных вылетах, а возможности сократить их количество у компании не было. Толчком, который вынудил руководителей ГК "Лабиринт" приостановить деятельность стал конфликт с авиакомпанией "Оренбургские авиалинии", отказавшейся обслуживать часть рейсов туристической компании "Идеал-тур". Позднее пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина сообщила, что владелец "Идеал-тура" владеет 99% акций "Лабиринта".

Сообщение о временном прекращении сотрудничества "дочки" "Аэрофлота" "Оренбургские авиалинии" с "Идеал-туром" появилось на сайте Ростуризма 1 августа.

"Принимая во внимание отсутствие финансирования готовящихся к вылету рейсов, а также наличие существенной суммы долга за уже выполненные перевозки, в авиакомпании принято решение о приостановлении выполнения рейсов по заявкам ООО "Идеал-тур" со 2 августа 2014 года до момента восстановления оплаты готовящихся к вылету рейсов", - отметили в авиакомпании.

Изначально "Оренбургские авиалинии" отменили 36 рейсов "Идеал-тура", вылетающих из московских аэропортов "Шереметьево" и "Домодедово", а также рейсы из Екатеринбурга, Челябинска, Казани, Перми, Благовещенска, Волгограда и ряда других городов. Однако 11 рейсов позднее возобновили.

В настоящее время в "Оренавиа" готовы перевозить клиентов туроператоров, выкупивших блоки мест у "Идеал-тура", если они гарантируют авиакомпании оплату.

"Рейс будет выполнен только в том случае, если гарантийные письма поступят от всех туроператоров, заявленных на рейс", - говорится в пресс-релизе авиакомпании.

Кроме того, "Оренбургские авиалинии" уже договорились с частью компаний работе напрямую: с ТО "Туй Раша" и ТО "Санрайз-тур" по рейсам из "Шереметьево" в Анталию, с ТО "Солвекс-Турне" из "Домодедово" в Бургас, с ТО "Авиачартер ДВ" по рейсам из всех городов Дальнего Востока на острова Гуам и Сайпан (США), с ТО "Спасские ворота" из "Домодедово" в Катанию, а с ТО "ДСБВ" из "Домодедово" Барселону.

Представители рынка отреагировали на отмену рейсов в выходные достаточно остро. Подобный шаг авиакомпании, по их мнению, может спровоцировать катастрофу на рынке туристических услуг. Ассоциация туроператоров (АТОР) обратилась к "Аэрофлоту" и "Оренавиа" с просьбой решить ситуацию конструктивно.

"Невыполнение в предстоящие выходные дни 36 рейсов может привести к катастрофическим последствиям, каких еще не знал рынок: по принципу домино это коснется более десяти туроператорских компаний, а в конечном счете, десятков тысяч российских туристов", - говорится в тексте открытого письма, размещенного на сайте АТОР 1 августа.

В письме также отмечается, что у туркомпаний, оплативших блоки мест компании "Идеал-тур", не было возможности найти альтернативу отмененным рейсам, так как об этом стало известно в последний момент.

Вывозить клиентов "Лабиринта" с курортов планировали с участием фонда "Турпомощь", однако уже на выходных стало понятно, что средств у организации после приостановки деятельности туроператора "Нева" в середине июля может не хватить.

Пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щеголькова сообщила порталу "Интерфакс-Туризм", что объединение "Турпомощь" само нуждается в поддержке государства.

"Если средств "Туропомощи" и хватит для вывоза всех клиентов "Лабиринта", то фонд фактически окажется пуст. В случае еще одного банкротства действовать будет очень тяжело", - подчеркнула она.

В настоящее время, по словам Щегольковой, 5,5 тыс. туристов "Лабиринта" уже вернулись на родину. А врио главы Ростуризма Олег Сафонов сообщил, что за рубежом остаются более 16 тыс. клиентов компании, при этом, по его данным, у "Турпомощи" хватит денег, чтобы вернуть людей в Россию.

"В настоящее время 15 тыс. 780 человек находится за рубежом, им потребуется помощь и поддержка по линии ассоциации туроператоров "Турпомощь", в рамках которой создан специальный фонд в размере 360 млн рублей. Этого достаточно для того, чтобы всех туристов, находящихся по линии туроператора "Лабиринт", вывезти в Россию", - заявил Сафонов на встрече премьер-министра РФ Дмитрия Медведева с вице-премьерами.

Стоит отметить, что из-за приостановки деятельности туроператоров пострадали не только те туристы, даты в билетах которых совпали с крахом компании, но и уже находящиеся за рубежом. В частности, некоторых клиентов "Лабиринта" на Крите просили оплатить проживание в отелях самостоятельно. Другой греческий отель в Халкидиках пытался выселить 400 человек, 200 из которых дети. В тройку лидеров по количеству жалоб на шантаж и вымогательство, по словам Тюриной, также вошли отели в Турции и Испании.

Врио главы Ростуризма Сафонов со своей стороны обещал, что подобных недобросовестных партнеров будут заносить в черный список.

В настоящее время, по информации "Ростуризма", клиенты "Лабиринта", которым необходима экстренная эвакуация с курортов могут отправлять электронные сообщения по адресу transport@labirint.travel. Информацию оттуда систематизируют и передадут в "Турпомощь". Кроме того, в связи с тем, что телефоны горячей линии фонда и форма обратной связи на сайте объединения не справляются с нагрузкой из-за большого количества обращений, ведомство выделило 4 дополнительных телефоных линии. Пострадавшие могут позвонить по номерам - 8 (495) 607 71 17, 8 (495) 607 38 91, 8 (495) 607 36 07, 8 (495) 608 29 37.

Руководитель объединения "Турпомощь" Вячеслав Басов ранее сообщал, что в организацию уже поступило несколько тысяч обращений туристов "Лабиринта" практически из всех европейских стран.

Еще одним неприятным сюрпризом для клиентов рухнувших туркомпаний могут стать размеры компенсаций. По оценке источника "Интерфакс-АФИ" на рынке туриндустрии, пострадавшим туристам могут выплатить лишь по нескольку тысяч рублей за путевку.

"В случае нехватки страховой суммы она распределяется пропорционально числу пострадавших. В составе претендентов - фонд "Турпомощь", имеющий право на возврат сумм, потраченных на возвращение клиентов "Лабиринта" из-за рубежа", - отметил источник.

Общая сумма фингарантии "Лабиринта", по данным "РСТ", составляет 160 млн рублей, из них 40 млн - в страховой компании "Восхождение", 120 млн - в ВСК.

"Понятно, что денег на возмещение туристам не хватит. ВСК, возможно, и будет платить, а "Восхождение" - большой вопрос", - отметила пресс-секретарь союза Тюрина.

Напомним, что в страховой компании "Восхождение" был застрахован и туроператор "Нева", заявивший о приостановке деятельности 16 июля. При этом уже тогда стало известно, что сумма страховки "Невы" в 3 раза превышает капитал страховщика - 454 млн 200 тыс. рублей против 156 млн рублей.

Между тем, по последним оценкам РСТ, около 40 тыс. туристов приобрели у "Лабиринта" путевки на ближайшее время. Еще около 16 тыс. человек остаются за границей. В то время как ранее ожидали, что пострадавших будет значительно меньше - более 25 тыс. человек.

Однако "Лабиринт" и "Нева" не единственные туркомпании, которые столкнулись с трудностями в этом году – во второй половине июля о прекращении деятельности объявили две некрупных компании "Роза ветров Мир" и "Экспо-тур". В РСТ в связи с этим отметили, что это сезон для туристического бизнеса стал более тяжелым, чем кризисный 2009 год.

"Связано это, прежде всего, с политической ситуацией, сложившейся с начала этого года. Россияне крепко думали, стоит тратить деньги на поездку за границу", - считает пресс-секретарь организации Тюрина.

В числе необоснованных страхов российских граждан, по ее словам, проблемы с получением виз из-за санкций Запада и рост русофобских настроений за рубежом. Также отрицательно повлияли на рынок скачок курсов валют и запрет сотрудникам различных ведомств выезжать за границу.

Пресс-секретарь также связала проблемы туроператоров с тем, что в туристическом бизнесе очень высокая конкуренция и предложение в последнее время значительно превышает спрос.

"Разумеется, у каждого есть какая-то своя история и соответствующие причины. Если исходить только из рыночных факторов, то должны были бы "рухнуть" все компании, которых в России около двух тысяч. Но этого не произошло", - заключила Тюрина.

На фоне дестабилизации рынка туроператоров, в российских властных кругах заговорили о необходимости принять ряд законодательных инициатив, которые защитят туристов от недобросовестных компаний. Так премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сообщил, что необходимо периодически проверять работу туроператоров и лишать права деятельности тех, у кого нет достаточного финансового обеспечения.

В Госдуме в свою очередь заявили, что необходимо законодательно регулировать вопрос о контроле задолженности туроператоров перед авиакомпаниями и отелями.

"Необходимо проработать вопрос о контроле задолженностей туроператоров перед контрагентами (авиакомпаниями, отелями и т.д.). Клиенту, то есть туристу, должен быть передан полностью оплаченный туристский продукт", - сказал журналистам глава думского комитета по экономической политике и предпринимательству Игорь Руденский.

Впрочем, пока подобные инициативы не закреплены на бумаге, а предпосылок стабилизации политической ситуации нет, неизвестно, сколько еще туркомпаний окажутся в тяжелом положении в этом сезоне. Как это скажется на доверии людей к туроператорам и куда приведет рынок туристических услуг, покажет время.

Обозреватель Александра Галактионова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"