Экс-министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Юрий Шевелев в январе текущего года был назначен на должность заместителя генерального директора ОАО "МРСК Урала" по экономике и финансам. В своем первом интервью на данном посту он рассказал агентству "Интерфакс-Урал" о том, на каком этапе находится решение проблемы по потребителям "последней мили", каковы финансовые показатели компании, а также о планах развития "МРСК Урала" в этом году.
- Юрий Петрович, какие задачи Вы ставите перед собой в данной должности?
- В первую очередь, это повышение эффективности операционной деятельности, снижение операционных затрат компании и увеличение доходов по всем видам деятельности. Безусловно, организация работы и несение ответственности за результаты финансово-экономической деятельности, тарифную политику в "МРСК Урала".
- Какие финансовые показатели достигнуты по итогам 2012 года по РСБУ и по МСФО? Каков прогноз по текущему году (РСБУ, МСФО)?
- Финансовая отчетность по международным стандартам (МСФО) будет немного позднее, поэтому о результатах говорить пока рано, так как они еще подводятся.
Что же касается отчетности по российским стандартам (РСБУ), то по итогам прошлого года чистая прибыль "МРСК Урала" составила порядка 626 млн рублей, выручка - более 51 млрд рублей, в том числе почти 50 млрд рублей - от услуг по передаче электрической энергии.
В этом году, в соответствии с утвержденным "Холдингом МРСК" бизнес-планом, чистая прибыль запланирована на уровне 342 млн рублей, выручка - 56 млрд рублей, в том числе 54 млрд рублей - от услуг по передаче электроэнергии.
Прогноз роста выручки связан с ожидаемым с 1 июля 2013 года ростом тарифов на 10%. Снижение чистой прибыли обусловлено в основном созданием резерва по сомнительным долгам потребителей "последней мили".
- Какие факторы способствовали, а какие препятствовали росту основных финансовых показателей?
- Основным фактором, который влияет на финансовые результаты "МРСК Урала", является нерешенный вопрос по проблеме "последней мили". Это основная проблема.
Решение этого вопроса должно произойти на федеральном уровне, потому что с данной проблемой столкнулись не только регионы, входящие в зону операционной деятельности "МРСК Урала", но и еще 53 региона, в которых сложилась похожая ситуация.
- Сколько осталось действующих договоров по "последней миле", будут ли, по Вашему мнению, крупные потребители уходить и в дальнейшем?
- В зоне деятельности ОАО "МРСК Урала" некоторые крупные промышленные предприятия перешли на "прямые" расчеты с ОАО "ФСК ЕЭС", в основном переход данных потребителей произошел на основании судебных решений. При этом объекты "последней мили", за исключением спорных, в настоящее время находятся в аренде ОАО "МРСК Урала", в соответствии с приказом министерства энергетики РФ от 24 августа 2012 года N403.
В 2013 году в аренду ОАО "МРСК Урала" переданы объекты "последней мили", к которым подключены 56 потребителей электрической энергии, имеющие соответствующие договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с принятыми на федеральном уровне решениями, применение "последней мили" прекращается с 1 января 2014 года. При этом в условиях ограничения роста тарифов остается пока нерешенным вопрос о механизмах компенсации выпадающих доходов у РСК.
В свете этого можно сказать, что 2013 год является переходным в рамках "последней мили". При этом хотел бы отметить, что оспаривание договоров "последней мили" в судах продолжается.
Так, 12 марта текущего года президиум Высшего арбитражного суда принял прецедентное решение, встав на сторону распределительных сетевых компаний в споре с промышленными потребителями, и признал правоту "МРСК Урала", от которой ОАО "Челябинский электрометаллургический комбинат" требовало вернуть часть платы за оказанные услуги по передаче электрической энергии.
- Какой объем выпадающих доходов был зафиксирован в 2012 году, чего ожидаете в 2013 году?
- По результатам принятых судебных решений выпадающие доходы ОАО "МРСК Урала" из-за перехода ряда потребителей на прямые расчеты с ОАО "ФСК ЕЭС" за 2012 год составили 2,2 млрд рублей. Необходимые подтверждающие документы до 1 мая текущего года, в соответствии с действующими правилами, будут направлены в региональные органы тарифного регулирования для учета при установлении тарифов для филиалов ОАО "МРСК Урала" на 2014-й и последующие годы.
По 2013 году, с учетом возможного возмещения по суду, объем выпадающих доходов может вырасти до 7 млрд рублей. Поэтому для нас очень важно решение Высшего арбитражного суда, о котором я уже говорил, так как оно может стать основанием для пересмотра судебных решений по аналогичным спорам, принятых ранее в пользу крупных промышленных потребителей.
Кроме того, в условиях ожидаемого 10%-ного ограничения роста тарифа, нагрузка по возмещению выпадающих доходов от "последней мили" и перераспределение "перекрестного субсидирования" с крупного бизнеса напрямую может затронуть потребителей малого и среднего бизнеса, бюджетные организации и население, что недопустимо.
С другой стороны, выпадающие доходы ОАО "МРСК Урала" напрямую сказываются на операционной деятельности компании и их нерешение может привести к снижению расходов на реализацию инвестиционной программы, неисполнению ремонтной программы, снижению расходов на оплату труда работников, что так же недопустимо.
Решение, как я уже говорил, уходит на федеральный уровень, и чем быстрее эта проблема будет решена, тем стабильнее будет развиваться энергетика и соответственно экономика регионов в целом.
- Отразилось ли на бизнесе "МРСК Урала" решение правительства об ограничении темпов роста тарифов естественных монополий?
- "МРСК Урала" действует в рамках существующей тарифной политики государства в полном соответствии с установленными нормативно-правовыми актами. Мы находимся на RAB-регулировании, и рост тарифов в сопоставлении год к году не превысит утвержденного министерством экономического развития РФ в прогнозе размера - 10%.
- Ожидаете ли Вы изменения основных параметров RAB? Если да, то в каком объеме и по каким филиалам?
- Нет, не ожидаем. Основными параметрами RAB-регулирования являются размер инвестированного капитала и норма доходности на инвестированный капитал. Они утверждены органами тарифного регулирования и являются долгосрочными на период до 2017 года. Каких-либо предпосылок для изменения указанных параметров в настоящее время нет.
В целом, размер инвестированного капитала филиалов составляет более 40 млрд рублей, норма доходности на 2013 год на капитал, созданный после перехода к RAB-регулированию, составляет 11-12% в зависимости от филиала.
- Каковы источники финансирования инвестиционной программы на 2013 год?
- Инвестиционная программа в текущем году утверждена в объеме 7,4 млрд рублей с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития регионов и обеспечения надежности электроснабжения потребителей.
Источника два. Первый - это собственные средства, 3,7 млрд рублей (прибыль и амортизация), второй - привлеченные средства, в том числе от размещенного облигационного займа. Они распределяются примерно 50 на 50.
- Планирует ли компания еще проводить размещение облигаций в текущем году или среднесрочной перспективе, если да, то в каком объеме?
- Планируем. Как показала практика размещений облигационных займов, стоимость заимствований на публичном рынке капитала при благоприятной конъюнктуре может быть на 2-3 процентных пункта ниже ставки банковского кредитования.
Кроме того, являясь альтернативой банковским кредитам, выпуск облигаций позволяет диверсифицировать кредитный портфель компании. Сроки и объем дальнейших размещений будут приниматься исходя из потребности в заимствовании и ситуации на финансовых рынках.
- Какова кредиторская и дебиторская задолженность компании?
- Общий объем дебиторской задолженности на 1 января текущего года составлял порядка 7,5 млрд рублей. Она в основном сформирована из-за долгов потребителей "последней мили". В настоящее время мы ведем работу по взысканию данной задолженности, проходят судебные заседания.
Объем кредиторской задолженности составляет порядка 5,5 млрд рублей, просроченная задолженность отсутствует.
- Планируется ли в текущем году приобретение распределительных сетевых комплексов? Если да, то в каких муниципалитетах? Какой объем средств компания готова направить на это?
- Прежде всего, хотел бы отметить, что необходимость консолидации электросетевых активов отражена в проекте Стратегии развития электросетевого комплекса РФ, которая в настоящее время находится на рассмотрении в правительстве РФ.
ОАО "МРСК Урала" разработана долгосрочная программа по консолидации сетевых активов и созданию единого сетевого пространства. Ее реализация является одним из приоритетных направлений нашей деятельности. Почему?
На территории операционной деятельности "МРСК Урала" (Свердловская, Челябинская и Пермская области) работает почти 300 территориально-сетевых организаций (ТСО), оказывающих услуги по передаче электроэнергии, из которых только около 30 крупных, а остальные небольшие, в которых нет иногда ни персонала, ни необходимого оборудования для поддержания в надлежащем работоспособном состоянии электросетевых комплексов и устранения аварийных ситуаций.
Это влияет, прежде всего, на надежность и качество электроснабжения потребителей. Несмотря на рост выручки ТСО за последние два года более чем на 50%, потребители так и не получили надлежащей услуги. Кроме того, данные ТСО не имеют согласованных с субъектом программ развития и соответственно ни перед кем не отчитываются. В то же время для них установлены соответствующие тарифные решения с учетом затрат по передаче электрической энергии. А размер затрат на обслуживание одной условной единицы сетевого хозяйства в разы больше, чем в среднем по рынку, что отражается на конечной стоимости для потребителей. Необходимо ужесточить требования в части обязательного сертификации и лицензирования ТСО и закрепить данное требование в соответствующих нормативно-правовых актах, в том числе и в части надлежащего исполнения собственниками ТСО обязательств по содержанию принадлежащих им сетей, обеспечению требований по надежности и качеству оказываемых услуг.
Очевидно, что наличие множества территориальных сетевых организаций, а именно для такого количества ТСО установлен тариф, не способствует обеспечению на территориях надежного электроснабжения потребителей. Кроме надежности, консолидация на уровне финансово устойчивых и социально ответственных предприятий (собственников) позволит повысить управляемость распределительных сетей, снизить цену эксплуатации оборудования, оптимизировать эксплуатационные и инвестиционные издержки, снизить потери при передаче электроэнергии и затраты на содержание сетей и в конечном итоге приведет к снижению тарифов для потребителя.
В рамках нашей программы на 2013 год заложено порядка 230 млн рублей на приобретение в установленном порядке электросетевых комплексов на территории регионов присутствия ОАО "МРСК Урала". Так же как и в прошлом году, в 2013 году эта работа будет продолжаться.
- Какие непрофильные активы компания планирует продать в текущем году? В 2012 году планировалась продажа ЗАО "Страховая компания "Приват-Энергострах", однако она не состоялась. Запланирована ли продажа компании в текущем году?
- В 2012 году были проведены два этапа продажи страховой компании "Приват-Энергострах" - открытый конкурс и публичное предложение. Однако участники рынка интерес к данному активу не проявили.
Сейчас мы продолжаем работу по реализации этого актива. Проведение необходимых мероприятий планируется в первом полугодии 2013 года. В 2013 году компания продолжит реализацию стратегии по отчуждению непрофильных активов, невостребованных и не приносящих дохода компании.
- Также компания планировала продать 91,044% уставного капитала ОАО "Екатеринбургэнергосбыт", а также миноритарные доли в ОАО "ОГК-2", ОАО "ТГК-9", ОАО "ФСК ЕЭС" и ОАО "Свердловэнергосбыт". Была ли осуществлена продажа, если да то когда, кто покупатель, какова сумма продажи?
- Во исполнение Федерального закона от 26 марта 2003 года N36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период", согласно которому наложен запрет юридическим лицами совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-техническому управлению с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, "МРСК Урала" проводит мероприятия, направленные на реализацию указанных требований.
Продажа миноритарных пакетов акций ОАО "ОГК-2", ОАО "ТГК-9", ОАО "ФСК ЕЭС", ОАО "Свердловэнергосбыт", принадлежащих компании, будет осуществлена на торгах фондовой биржи ММВБ по цене, сформированной на момент продажи. Сроки продажи акций будут определяться исходя из рыночной конъюнктуры фондового рынка, но в любом случае "МРСК Урала" при совершении данных сделок будет руководствоваться принципом максимизации финансового результата.
В части ОАО "Екатеринбургэнергосбыт" мое личное отношение - зачем приватизировать эффективное предприятие, которое надлежащим образом выполняет вверенные ему функции гарантирующего поставщика?
У нас уже достаточно примеров, когда ДЗО, входящие в структуру ОАО "Холдинг МРСК", основным акционером которого является государство, были вынуждены подхватывать функции ГП от нерадивых собственников частных сбытовых компаний. Может быть, настала пора внести соответствующие поправки в ФЗ N36?
- В конце прошлого года были озвучены планы по передаче доли в Ленэнерго "Холдингу МРСК" в 2013 году. На каком этапе находится сделка, какие механизмы передачи этого пакета рассматриваются?
- Сделка находится на этапе согласования с ОАО "Холдинг МРСК". Реализация сделки по приобретению "МРСК Урала" пакета акций ОАО "Ленэнерго" позволила ОАО "Холдинг МРСК" решить задачу по повышению управляемости "Ленэнерго" за счет увеличения пакета акций через наше общество.
- Ожидает ли Вы каких-то изменений в законодательстве, которые могут оказать влияние на финансово-экономическую деятельность компании?
- На федеральном уровне, прежде всего, это изменение законодательства в части "последней мили" и компенсации выпадающих доходов РСК.
Кроме того, в соответствии с распоряжением правительства РФ от 30 июня 2012 года N1144-р "Об утверждении плана мероприятий ("Дорожной карты") повышение доступности энергетической инфраструктуры" ожидается внесение изменений в действующие правила технологического присоединения, которые должны быть направлены на сокращение сроков технологического присоединения. Надеюсь, что и в части ужесточения требований к ТСО и их собственникам будут внесены соответствующие изменения в действующее законодательство.
На региональном уровне, в частности в Свердловской области, ожидается принятие закона Свердловской области "Об установлении на территории Свердловской области случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство", что позволит существенно сократить сроки получения разрешительной документации для строительства объектов инженерно-транспортной инфраструктуры.
Кроме того, внесение изменений в закон Свердловской области от 27 ноября 2003 года "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" и внесение изменений в закон Свердловской области от 29 ноября 2002 года "О ставке налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков в Свердловской области".