Россия / Точка зрения 18 сентября 2013 г. 16:40

Базовая ратификация

Interfax-Russia.ru – Президент Таджикистана передал соглашение об условиях пребывания 201-й российской военной базы в республике на ратификацию. Документ может быть рассмотрен уже в октябре.

201-я российская военная база (РВБ) – официально именуемая ордена Жукова дважды краснознаменная 201-я российская Гатчинская военная база – была сформирована в 2004 году на базе 201-й дважды краснознаменной гатчинской мотострелковой дивизии для защиты независимости и поддержки государственной власти Республики Таджикистан, обеспечения стабильности военно-политической обстановки и укрепления национальных интересов РФ в центрально-азиатском регионе.

Сейчас 201-я РВБ - крупнейший сухопутный военный объект РФ, расположенный за ее пределами - насчитывает около 6 тыс. военнослужащих, дислоцированных в трех гарнизонах близ таджикских городов Душанбе, Куляб и Курган-Тюбе.

Первоначальное соглашение о пребывании РВБ было подписано в Душанбе в октябре 2004 года сроком на 10 лет, а уже спустя 4 года начались переговоры по пересмотру статуса базы.

В сентябре 2011 года в ходе визита в Таджикистан Дмитрия Медведева, занимавшего тогда пост президента РФ, стороны договорились продлить пребывание 201-й РВБ в Таджикистане на 49 лет. Первоначально подписание соглашения наметили на первый квартал 2012 года, однако затем представители таджикского МИДа заявили, что ни одна из сторон переговорного процесса их не форсирует, и поэтому соглашение будет подписано позже. Окончательный вариант договора было решено оформить после встречи руководителей двух стран.

Вместе с тем, главнокомандующий Сухопутными войсками РФ генерал-полковник Владимир Чиркин отмечал, что таджикская сторона просит от России "очень большой материальной помощи, которая выражается в сотнях миллионов долларов ежегодно".

Соглашение о статусе и условиях пребывания военной базы РФ в Таджикистане было подписано 5 октября 2012 года в ходе визита президента России Владимира Путина в Душанбе. Как рассказал помощник главы российского государства Юрий Ушаков, документ предусматривает "практически безвозмездное" пребывание 201-й военной базы РФ в Таджикистане до 2042 года. После этого, по его словам, "предусматривается пятилетний период продления" договора.

При этом статус базы, личного состава и членов семей будет аналогичен статусу административно-технического персонала диппредставительств в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях – то есть, личный состав базы и члены их семей обретут иммунитет от юрисдикции властей Таджикистана.

"Это - очень высокий статус, который, если не равноценен дипломатическому, то фактически - статус диппредставительства", - сказал помощник президента.

Соглашение об условиях пребывания военной базы РФ в Таджикистане обеспечит защиту интересов двух стран, заявил Путин. После переговоров он вместе со своим таджикским коллегой Эмомали Рахмоном приехал на территорию базы для того, чтобы наградить коллектив орденом Жукова и пообщаться с военными.

"Вы находитесь здесь, в Таджикистане, сегодня на острие решения не только боевых, но и военно-политических задач. Российская военная база в Таджикистане является одним из важнейших факторов стабильности в республике, с которой нас связывают особые, братские, очень близкие, стратегические отношения; в республике, которая является форпостом всего СНГ на очень сложном, ответственном афганском направлении", - сказал Путин, поблагодарив президента и народ республики за решение о продлении срока действия соглашения.

В свою очередь Рахмон также поздравил военнослужащих с вручением базе ордена Жукова.

"Решения, которые мы с вами приняли по итогам сегодняшних переговоров, имеют большое значение для дальнейшего развития нашего стратегического партнерства, включая военную и военно-техническую составляющую. Сотрудничество с Россией по этим направлениям мы рассматриваем как базовую основу укрепления своей обороноспособности, как фактор обеспечения региональной безопасности", - сказал президент Таджикистана.

Между тем в Душанбе заявили, что ратифицируют соглашение о статусе российской военной базы после того, как будет завершена работа над рядом документов, подписанных параллельно с соглашением. Так, в октябре 2012 года при подписании соглашения о продлении на 30 лет срока пребывания в Таджикистане 201-й базы Москва обещала пойти навстречу Душанбе в ряде вопросов: ввести льготный режим для таджикских мигрантов, отменить экспортные таможенные пошлины на поставку российских нефтепродуктов в республику (в размере 1 млн тонн в год), выделить $200 млн на перевооружение таджикской армии и, возможно, финансово поучаствовать в строительстве малых и средних ГЭС на реках Таджикистана. Первые два обещания тогда были зафиксированы в виде меморандумов.

В вопросе о либерализации режима было решено, что граждане Таджикистана смогут пребывать на территории РФ до 15 дней без регистрации и получать разрешение на работу на срок до трех лет. Но, как пояснил "Коммерсанту" источник в российской делегации, прежде чем смягчать режим, Москва хотела бы, чтобы Душанбе как-то упорядочил поток своих трудовых мигрантов, отправляя их, например, через специальные организации.

Однако власти Таджикистана настаивали, чтобы льготный режим вступил в силу сразу, а уже по мере его действия обещали заняться упорядочиванием своей миграции. Для Душанбе это - болезненный вопрос: по данным Центробанка РФ, денежные переводы из России составляют почти половину ВВП Таджикистана.

В вопросе о беспошлинных поставках в Таджикистан российских нефтепродуктов спорным, по данным "Коммерсанта", является пункт о праве на реэкспорт. Москва против того, чтобы Таджикистан перепродавал российское топливо в третьи страны, Душанбе же не был готов предоставить такие гарантии.

Глава МИД РФ Сергей Лавров тогда пообещал, что оба спорных вопроса будут решены в первом квартале 2013 года. При этом источник издания в делегации РФ уточнил: для Москвы принципиально важно синхронизировать это с ратификацией Душанбе соглашения по базе.

"Мы готовы пойти навстречу Таджикистану даже с учетом всех спорных вопросов, но только если он доведет до конца начатый процесс по базе", - пояснил собеседник газеты.

Впрочем, после того как Москва выполнила два ключевых условия, выдвинутых Душанбе, Таджикистан выдвинул дополнительные.

По данным "Коммерсанта", таджикская сторона потребовала оформить в виде официальных двусторонних соглашений еще и устные договоренности, достигнутые в октябре 2012 года: о выделении Россией средств на модернизацию вооруженных сил Таджикистана и денег на развитие его гидроэнергетики. Более того, в Душанбе выразили пожелание, чтобы Москва выделила на перевооружение таджикской армии больше обещанных $200 млн, напомнив, что Киргизии РФ обещала на аналогичные цели около $1 млрд.

"Москва на эти новые условия не согласилась. Мы готовы прорабатывать таджикские пожелания, но на это понадобится время. На увязку же этих требований с арендой нашей базы мы точно не пойдем", - заявил собеседник издания в межправкомиссии.

Между тем, как сообщил "Интерфаксу" высокопоставленный источник в правительстве страны, Таджикистан действительно обратился к России с просьбой увеличить объемы обещанной помощи в модернизации армии республики, однако это не является условиями или требованиями Душанбе, а лишь просьбами.

При этом, по словам собеседника агентства, Таджикистан не увязывает эти вопросы с предстоящей ратификацией соглашения о дислокации в республике РВБ.

"Никто этот вопрос не затягивает. Все случится в оговоренные сроки", - подчеркнул источник, отказавшись при этом уточнить, когда парламент Таджикистана намерен ратифицировать соглашения по базе.

Тем временем процесс ратификации соглашения начался в России. 20 марта глава государства внес соглашение, регламентирующие условия и статус пребывания российских военных баз на территории Таджикистана, в Госдуму.

В пояснительной записке отмечалось, что российская сторона окажет "содействие в обеспечении Республики Таджикистан совместимым вооружением, военной и специальной техникой". Такое обеспечение будет осуществляться в соответствии с российским законодательством о ВТС с иностранными государствами, согласно которому военно-техническая помощь Таджикистану будет осуществляться за счет ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете Минобороны России на эти цели.

Положения соглашения также определяют порядок применения объединенной российской военной базы во взаимодействии с Вооруженными силами Киргизии для защиты суверенитета и безопасности республики, применения оружия, в том числе при противодействии вооруженному нападению со стороны международных террористических формирований.

Ежегодная арендная плата за использование российской стороной переданных ей земельных участков и участка акватории озера Иссык-Куль будет составлять более $4,5 млн.

19 апреля соглашение о российской базе в Таджикистане ратифицировала Госдума, 27 апреля – Совет Федерации, а 8 мая закон о ратификации соглашения подписал Путин. В свою очередь Таджикистан пообещал ратифицировать соглашение осенью.

18 сентября президент Таджикистана направил российско-таджикское соглашение о статусе и условиях пребывания 201-й РВБ для его ратификации в Маджлиси Оли (парламент) республики. При этом межправительственное российско-таджикское соглашение о сотрудничестве в сфере ежегодных беспошлинных поставок в республику российских нефтепродуктов в объеме 1 млн. тонн было утверждено постановлением правительства еще 2 мая. А соглашение о порядке пребывания граждан Таджикистана на территории РФ поступило на ратификацию в парламент накануне.

Ожидается, что таджикские депутаты рассмотрят соглашение уже в октябре, после того как вернутся к работе в парламенте, причем ратификация соглашения будет поддержана подавляющим числом голосов.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"