Interfax-Russia.ru – Приемным родителям погибшего в США Максима Кузьмина не будут предъявлять обвинения. В Москве по-прежнему надеются получить все документы, связанные с гибелью ребенка.
Власти штата Техаса (США) не будут выдвигать обвинений против американской четы Лоры и Алана Шатто в связи с гибелью 21 января их приемного трехлетнего сына Максима (Кузьмина), усыновленного в России.
Напомним, что о смерти Максима Кузьмина стало известно в России лишь через месяц. Полицейские, обнаружившие на теле мальчика многочисленные ушибы, предположили, что именно они могли стать причиной смерти ребенка. Причем, подозрение пало на его приемную мать.
По факту убийства ребенка в России возбудили уголовное дело по ст.105 УК РФ (убийство), следователи настаивали на заочном аресте матери. Кроме того, Генпрокуратура РФ запросила у министерства юстиции США информацию по факту смерти Максима.
В свою очередь, техасские власти пообещали разобраться в деталях произошедшего в течение 10-15 дней и позже предоставить свои выводы о причинах гибели Максима. Расследование проводила служба шерифа графства Эктор (штат Техас).
Вскоре американские судебные эксперты пришли к выводу, что смерть ребенка наступила в результате несчастного случая. Специалисты убеждены, что ребенок сам нанес себе смертельную травму, играя с братом (Кирилл Кузьмин, на время расследования остался под присмотром службы опеки) на детской площадке во дворе дома. Синяки на теле ребенка, как считают эксперты, также появились после случайных травм.
Впрочем, Госдепу США документы о смерти Максима власти Техаса представлять отказались. "Госдепартамент США говорит нам, что не может получить от властей Техаса судебно-медицинские документы по гибели Кузьмина. Это странно. Госдеп должен выполнить обязательства США по двусторонним соглашениям с Россией и ознакомить нас со всеми обстоятельствами смерти Кузьмина", - сообщил уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов в своем микроблоге.
А затем члены большого жюри присяжных, изучив все материалы дела, не нашли достаточных оснований для привлечения приемных родителей Максима к уголовной ответственности - Лоре и Алану Шатто грозило обвинение в ненадлежащем исполнении своих обязанностей.
Как уточняет Associated Press со ссылкой на прокурора округа Эктор Бобби Блэнда, Максим получил смертельную травму в то время, когда его приемная мать отошла в ванную комнату на 10 минут.
"Этот ребенок ушибся", - заявил Блэнд, предположив, что трехлетний мальчик мог получить повреждения, ударившись обо что-то на детской площадке. К тому же, по словам прокурора, получению травмы мог поспособствовать явный недостаток веса ребенка.
Генеральный прокурор округа Эктор отметил, что синяки на теле Максима появились в результате случайной травмы, а умер мальчик из-за вызванной ей внутреннего разрыв артерии.
Вместе с тем, как сообщил пресс-секретарь службы по защите детей штата Техас Патрик Кримминс, служба продолжает расследование обстоятельств смерти Максима Кузьмина на предмет того, подвергался ли мальчик дурному обращению и не страдал ли от халатности родителей. В том числе объектом расследования является и техасское агентство по усыновлению, услугами которого пользовались супруги Шатто. Правда, как скоро завершится расследование, представитель техасской службы по защите детей не уточнил.
Следственный комитет России уже заявлял о намерении установить истинные причины смерти трехлетнего российского мальчика в США. "Слишком противоречивы выводы, и это не может не вызывать множества вопросов. Для нас обстоятельства гибели Максима Кузьмина будут оставаться открытыми до тех пор, пока не будет установлена истинная причина его смерти", - отметили в СК РФ.
Для этого российским следователям необходимо ознакомиться с материалами американского расследования. "Если американские коллеги хотят убедить нас в том, что смерть ребенка - это именно несчастный случай, мы не видим причин, по которым в рамках запроса о правовой помощи они не могли бы поделиться своими материалами расследования и для начала переслать российским следователям заключения судебно-медицинских исследований", - подчеркнули в комитете.
Решение властей Техаса не выдвигать обвинения в адрес приемных родителей Максима Кузьмина также вызвало вопросы в министерстве иностранных дел России. "Получается, что ребенок погиб, но приемные родители в этом не виноваты. Более того, нас пытаются убедить, что травмы, несовместимые с жизнью, мальчик нанес себе сам", - говорится в комментарии уполномоченного МИД РФ по правам человека Константина Долгова.
Как отметил дипломат, "к сожалению, произошедшее ложится в общую канву "снисходительности" правоохранительных органов и судов США различных уровней в отношении американских приемных родителей, по вине которых гибнут усыновленные дети из России".
Долгов также подтвердил требование "предоставить российской стороне без дальнейшего промедления все соответствующие документы, касающиеся обстоятельств гибели Кузьмина, включая результаты патологоанатомической экспертизы".
По его словам, "после изучения указанных документов компетентные органы России смогут сделать собственное заключение о гибели российского ребенка". "Затем будем определяться по нашим возможным дальнейшим шагам", - отметил дипломат.
"В любом случае ожидаем адекватного взаимодействия со стороны федеральных и местных властей США в данном вопросе", - подчеркнул Долгов, добавив, что Москва рассчитывает и на предоставление беспрепятственного консульского доступа к младшему брату погибшего Максима Кузьмина - Кириллу с тем, чтобы определить реальные условия, в которых он сейчас проживает в семье Шатто. "Это важно для дальнейшей проработки вопроса о его возвращении в Россию", - отметил Долгов.
Решение техасских властей о прекращении дела в отношении четы Шатто раскритиковал со своей стороны уполномоченный по правам ребенка в РФ Павел Астахов. "Прекращение преследования приемных родителей Шатто со стороны прокурора штата Техас означает отказ от всех первоначальных подозрений. Позиция прокурора Техаса в деле Кузьмина огорчает отказом от тщательного исследования обстоятельств его гибели. Экспертиз так и не было", - написал Астахов в своем микроблоге.
Как подчеркнул детский омбудсмен, "данная позиция прокурора Техаса противоречит первичным данным, представленным шерифом, соцслужбой, заявлению приемного отца, заключению врачей".
Астахов убежден, что погибший Максим Кузьмин и его двухлетний брат были оставлены без надзора приемной матерью, что и повлекло гибель ребенка. По его оценке, действия приемной матери - "грубое нарушение законов США".
Он также отметил, что МИД, Генпрокуратура, Следственный комитет РФ и уполномоченный по правам ребенка "не получили никаких официальных документов о гибели Максима". Эти и другие вопросы взаимодействия между официальными органами власти России и США уполномоченный по правам ребенка в РФ намерен обсудить с американским послом в Москве Майклом Макфолом.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"