Россия / Точка зрения 16 февраля 2012 г. 16:22

Думы о Госдуме

Interfax-Russia.ru – Президент России Дмитрий Медведев предложил изменить порядок формирования нижней палаты парламента. Внесенный в Госдуму законопроект – часть заявленной политической реформы.

О необходимости комплексной реформы российской политической системы глава государства заявил 22 декабря 2011 года в Послании Федеральному собранию.

В числе его предложений были переход к выборам губернаторов прямым голосованием граждан; изменение порядка формирования ЦИК и региональных избиркомов; введение упрощенного порядка регистрации политических партий; отмена необходимости собирать подписи для участия в выборах в Госдуму и в региональные законодательные собрания; изменение системы выборов в нижнюю палату парламента.

Проект федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" Медведев внес в Госдуму 16 февраля.

Возвращения мажоритарной избирательной системы, т.е. выборов по одномандатным округам, предложенный вариант не предполагает - законопроект предусматривает сохранение действующей в настоящее время пропорциональной избирательной системы. В то же время в рамках этой избирательной системы предлагается ряд новаций, направленных на обеспечение представительства избирателей всех субъектов РФ в Госдуме, а также на упрощение отдельных избирательных процедур.

Так, в соответствии с законопроектом вся территория РФ разделяется на 225 территориальных единиц (округов). Причем, каждому региону будет соответствовать минимум одна территориальная единица. Их границы один раз в 10 лет (на две избирательные кампании по выборам депутатов Госдумы) будет устанавливать Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК).

Таким образом, политические партии смогут заранее определиться, на какие региональные группы будут разбиты выдвигаемые ими федеральные списки кандидатов, и какое число кандидатов потребуется включить в список.

В предлагаемом законопроекте наличие общефедеральной части федерального списка кандидатов не предусматривается. Каждый федеральный список кандидатов будет разбит на региональные группы, соответствующие территориальным единицам (в настоящее время региональные группы соответствуют субъекту РФ, группе субъектов РФ или части территории субъекта РФ). Каждая региональная группа может соответствовать только одному округу. Причем, ограничений по числу региональных групп не устанавливается (в настоящее время в федеральном списке кандидатов должно быть не менее 70 региональных групп).

В одной региональной группе должно быть не более четырех кандидатов, а в федеральном списке кандидатов - не менее 100 претендентов. Если на какой-то территориальной единице политическая партия не имеет своих представителей, она может не формировать там региональный список.

Все политические партии, выдвинувшие федеральные списки кандидатов, освобождаются от сбора подписей избирателей, что значительно упростит процедуру регистрации списков. Кроме того, упрощается и порядок подачи документов в Центризбирком. Так, федеральный список кандидатов может быть заполнен прямо на сайте ЦИК.

Кроме того, сведения о доходах и об имуществе кандидатов будет размещать не Центризбирком, как это предусмотрено в настоящее время, а сами политические партии на своих сайтах.

Впервые вводится регулирование участия сетевых изданий в предвыборной агитации. Их работа, как и негосударственных СМИ, будет регулироваться правилами предвыборной агитации. В частности, речь идет о единых для всех политических партий условиях оплаты услуг по размещению агитационных материалов.

За наблюдателями предлагается закрепить право вести фото- и видеосъемку на избирательных участках. Также гарантируется возможность осуществления непрерывной видеотрансляции в Интернете хода голосования и подсчета голосов избирателей на всей территории РФ.

В числе новаций - возможность создания избирательных фондов не только политическими партиями и их региональными отделениями, но и кандидатами. Избирательный фонд кандидата формируется из средств политической партии или из собственных средств кандидата. Однако пожертвования в избирательные фонды не предусматриваются. А предельная сумма всех расходов из сформированного фонда не может превышать 6 млн рублей.

С учетом изменения требований к минимальной численности политических партий и ожидаемого в связи с этим увеличения их числа на выборах в Госдуму, может быть зарегистрировано более 10 федеральных списков кандидатов.

Законопроект также предполагает снижение проходного барьера на выборах в Госдуму. К распределению депутатских мандатов будут допущены кандидаты, получившие 5 и более процентов голосов избирателей.

Депутатские мандаты сначала будут распределяться между федеральными списками кандидатов, а затем внутри каждого списка пропорционально полученному числу голосов. При этом предполагается компенсационный механизм, обеспечивающий представительство в Госдуме избирателей, зарегистрированных на территории каждого субъекта РФ.

Законопроект о выборах депутатов Госдумы вызвал неоднозначную реакцию. Так, по мнению первого вице-спикера Госдумы, первого зампреда ЦК КПРФ Ивана Мельникова, даже при беглом знакомстве с этим документом становится ясно, что он в нынешней редакции может не устраивать оппозиционные партии.

"Не должно быть никаких демократических иллюзий: формальное стимулирование многопартийного участия, увеличение территориальных единиц для голосования до 225, упразднение федеральной части списка - все это выгодно, в первую очередь, "Единой России", - заявил "Интерфаксу" Мельников.

"Под лозунгом привязки депутатов к тем или иным территориям федеральные выборы, согласно законопроекту, распадаются на 225 местечковых сценариев, и отсутствие хоть в каком-то виде общефедеральной части списка, возможности показать главные лица и имена партии на всю страну - это отказ власти от обсуждения общероссийских проблем и попытка разобщения избирателей на фоне роста протестных настроений в стране", - полагает Мельников.

Со своей стороны завкафедрой общей политологии Высшей школы экономики Леонид Поляков отмечает, что опыт выборов по строго пропорциональной системе показывает, что это влияет на развитие партий, на формирование крупных партий. "Но, в то же время, это создает некий эффект отчуждения депутатов от избирателя. Когда избиратель голосует за список, у него нет четкого и ясного представления, кто конкретно из членов этой партии в избирательном округе будет выступать от его имени представителем в высшем законодательном органе страны", - считает Поляков.

По мнению политолога, в определенной модификации без полного возвращения к той же практике подобную систему нужно внедрять сейчас. "В частности, мажоритарные округа, по которым партии будут выдвигать своих депутатов", - добавил завкафедрой общей политологии ВШЭ.

В свою очередь проректор Российского экономического университета имени Г.В.Плеханова, политолог Сергей Марков предположил, что разрабатывая законопроект президент пошел навстречу общественному мнению, которое требует, чтобы кандидаты в депутаты во время выборов были более тесно связаны с конкретными территориями. "Люди хотят знать своих депутатов в лицо", - отметил политолог.

Марков заметил, что сейчас "увязка" депутатов с территориями идет на уровне регионов и субъектов Федерации. "Избиратели требуют еще большей "увязки", - подчеркнул он.

По его мнению, при новой системе люди будут голосовать не только за конкретных кандидатов, но и за политические партии. "В решении Медведева главное то, что он решился на проведение реформы, откликнувшись на желание избирателей. Это, конечно, главнейшее демократическое требование", - убежден Марков.

Законопроект о выборах депутатов Госдумы стал четвертым документом, который внес Медведев в рамках политической реформы. Ранее он отправил на рассмотрение депутатов законопроекты о выборах губернаторов, об упрощении регистрации политический партий, а также о сокращении числа подписей для участия в выборах президента.

Кроме того, как сообщила начальник государственно-правового управления президента РФ Лариса Брычева, в ближайшее время в Госдуму будет внесен новый проект закона о гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ.

"Придется в ближайшем будущем вносить фактически новую редакцию закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдумах, потому что предложенные президентом инициативы требуют фактически кардинального пересмотра этой (действующей) редакции", - заявила Брычева. По ее словам, новая версия проекта закона об основных гарантиях избирательных прав будет подготовлена в течение месяца-полутора.

Пакет законопроектов о политической реформе президент уже обсудил на встрече с руководством семи зарегистрированных политических партий.

Участники встречи в целом поддержали эти законопроекты, но предложили свои поправки к законодательным инициативам главы государства. Для работы с этими поправками Медведев предложил создать рабочую группу, в состав которой войдут представители как зарегистрированных партий, так и политических сил, которые претендуют на регистрацию. Возглавит рабочую группу первый заместитель руководителя администрации президента Вячеслав Володин.

При этом на встрече с представителями Общественного комитета сторонников глава государства пообещал, что законопроекты об изменении российской политической системы будут приняты не позднее мая.

Обозреватель Анастасия Николаева