Россия / Точка зрения 29 июня 2010 г. 19:34

ЕГЭ-2010: итоги

Interfax-Russia.ru- Единый госэкзамен не сдали 16 тысяч российских выпускников, но эксперты уверены, что в этом году процедура сдачи ЕГЭ организована лучше, чем в прошлом.

ЕГЭ в цифрах

Основной этап сдачи единых госэкзаменов завершился 15 июня, а тем, кто с первого раза не справился с ЕГЭ, разрешили попробовать свои силы еще раз, но только по одному из двух обязательных предметов (русский язык и математика).

В этом году российские школьники (878 тыс. 664 человека) сдали ЕГЭ по 14 общеобразовательным предметам во всех субъектах России и в 52 зарубежных странах.

Успешнее всего нынешние выпускники справились с экзаменом по русскому языку, а вот математика далась им гораздо труднее. Минимальное количество баллов по русскому не набрали только 3,3% сдававших. Что касается математики, ситуация здесь гораздо хуже - 5,1% выпускников не набрали достаточного количества баллов для успешной сдачи экзамена.

Так как результаты ЕГЭ по русскому и по математике влияют на получение аттестата, то у школьников была возможность пересдать двойку. Если же выпускник провалил оба обязательных предмета, то пересдать их он сможет только в следующем году. Таким выпускникам выдадут не аттестат о среднем образовании, а только справку об обучении в школе.

С иностранными языками у российских школьников дела обстоят не так хорошо, как с русским. Как сообщили "Интерфаксу" в Рособрнадзоре, только четверо выпускников из 75 тыс. сдавших ЕГЭ по иностранным языкам получили 100 баллов. ЕГЭ по английскому языку сдавали около 70 тыс. человек, по французскому - примерно 1600 школьников, по немецкому - около 4 тыс., по испанскому - 180 человек. При этом по французскому и немецкому языкам никто не смог набрать 100 баллов. Минимальное количество баллов, необходимое для прохождения экзамена по любому иностранному языку - 20 баллов. Этот порог по французскому языку не смогли преодолеть около 1% участников, по испанскому - около 2%, по английскому – 5%, по немецкому – 12% школьников.

Как сообщила "Интерфаксу" руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова, всего более 2800 российских школьников получили высшую оценку за ЕГЭ. Это на 500 больше, чем в прошлом году.

Между тем, по итогам основного этапа и пересдач финальную государственную аттестацию не прошли около 2% школьников или около 16 тысяч человек.

Бороться до победного

"По результатам (ЕГЭ) в этом году было подано более 60 тыс. апелляций, это составило 0,5% от количества человекоэкзаменов", - сообщила глава Рособрнадзора на пресс-конференции.

По ее словам, треть школьников, посчитавших решение экзаменационной комиссии несправедливым, добились удовлетворения апелляций. Всего в этом году государственные экзаменационные комиссии приняли 3 тыс. экзаменов.

Кроме того, Любовь Глебова отметила, что в этом году увеличилось количество апелляций по процедуре проведения единого госэкзамена. Так, в Рособрнадзор поступило 185 обращений по этому вопросу.

"С нашей точки зрения это означает, что и выпускники, и их родители, и организаторы стали лучше знать процедуру, они стали понимать, что есть предмет нарушения, а что есть предмет исполнения правил", - сказала глава Рособрнадзора. По словам Глебовой, очень важно, что по содержанию к контрольно-измерительным материалам этого года вопросов не возникало. "Нужно четко разделять контрольно-измерительные материалы, которые используются в рамках ЕГЭ, и огромное количество разных материалов, которые выдают за вопросы к ЕГЭ. За эти суррогаты ответственности мы нести не можем", - подчеркнула Глебова.

Война с нарушителями

Перед началом экзаменов Генпрокуратура РФ поручила прокурорам усилить контроль за законностью проведения ЕГЭ и соблюдением прав выпускников в регионах России. "При выявлении фактов нарушения законодательства, в том числе порядка проведения итоговой аттестации и умышленного искажения результатов, привлекать виновных к ответственности", - говорится в пресс-релизе Генпрокуратуры.

Впрочем, несмотря на все меры, нарушения все же были, хоть и их было немного. В частности, по данным следствия, 3 июня в городе Морозовск Ростовской области завотделом образования Морозовского района Виктор Кочетов приказал учителям ответить на вопросы тестов вместо детей.

А вот в Новохоперском районе Воронежской области во время сдачи ЕГЭ по математике представительница государственной экзаменационной комиссии, по данным следствия, помогала школьникам выполнять задания, в среднем, за 25 тыс. рублей с каждого. Нарушительница снимала копии с экзаменационных листов и передавала их своим коллегам для решения заданий, затем возвращала листы с готовыми ответами ученикам.

"А что, раньше не подсказывали, раньше преподаватели не помогали ребятам, когда они в традиционной форме сдавали экзамен? Конечно, помогали, только это не было нарушением. С этим мирились и считали нормой", - заявила в свою очередь глава Рособрнадзора Любовь Глебова.

По ее мнению, все эти нарушения были выявлены не случайно, а в результате хорошо поставленной работы правоохранительных органов, которые ориентируются на четко прописанную процедуру сдачи экзаменов.

ЕГЭ: разные мнения

Между тем президент России Дмитрий Медведев назвал систему единого государственного экзамена не лишенной недостатков, но вполне работоспособной.

"Система ЕГЭ неплоха, - заявил он. - Она не идеальна, но такая система тестов работает". В качестве одного из преимуществ единого экзамена президент назвал то, что любой абитуриент, даже из самых отдаленных населенных пунктов, может подать заявление и поступить в самые известные университеты России.

"Я думаю, что если бы в наше время Ломоносов пришел из деревни поступать в университет, он не смог бы адаптироваться к современной жизни", - заметил Медведев. При этом он признал, что система ЕГЭ лучше подходит для точных наук, чем для гуманитарных, например литературы или иностранных языков.

"Поэтому здесь есть о чем поговорить, но в целом это мировая система, и мы по ней будем двигаться", - заявил Медведев.

В свою очередь министр образования РФ Андрей Фурсенко отметил, что, судя по данным ЕГЭ этого года, школьники стали больше интересоваться точными науками.

"В этом году количество выпускников, которые сдают единый государственный экзамен по таким предметам, как информатика, физика, химия, возросло. Это означает, что та работа по профориентации, которую ведут и вузы, и правительство, не проходит зря, и ребята начинают в большей степени интересоваться точными науками, в перспективе – реальной экономикой", - заявил министр.

Тем временим, большинство родителей выпускников считает, что ЕГЭ вредит детской психике и не является истинным мерилом знаний.

Как показал июньский опрос исследовательского центра портала SuperJob.ru, 69% родителей выпускников уверены, что ЕГЭ отрицательно влияет на психику школьников и не отражает истинные знания экзаменуемых. Между тем, четверть опрошенных родителей назвали ЕГЭ достойной заменой традиционным экзаменам. По их мнению, эта система контроля и аттестации учеников более прогрессивна и отвечает нынешним временам.

Еще 7% опрошенных заявили, что проблема ЕГЭ их вообще не волнует. Также опрос показал, что не только школьники, но 34% российских родителей испытывают сильнейший стресс в то время, когда их дети проходят итоговую школьную аттестацию.

В свою очередь эксперты отмечают, что в этом году в ходе проведения ЕГЭ нарушений стало значительно меньше, чем предыдущие годы. Однако пока еще рано признавать систему ЕГЭ совершенной во всех отношениях. Большинство школьников уверены, что сдача единого госэкзамена станет для них большим стрессом, так от результатов этого экзамена зависит их будущее.

Обозреватель Анастасия Карпова