Россия / Точка зрения 11 октября 2011 г. 16:59

Керосиновый резерв: дефицит отменяется?

Interfax-Russia.ru – Российские авиаперевозчики получат из Росрезерва 180 тыс. тонн керосина. Этого количества должно хватить до апреля будущего года.

Вслед за бензиновым кризисом в Россию идет керосиновый. За прошедшую неделю авиатопливо подорожало в среднем на 981 руб. за тонну. Кроме того, как сообщает информационно-аналитический центр "Кортес", авиакеросин фактически пропал с биржи, а это значит, что независимые операторы испытывают трудности при закупках.

По данным центра, аэропорты топливом обеспечены. Однако, как заявил журналистам заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов, его может не хватить даже до конца октября. При этом он отметил, что в настоящий момент авиакомпании потребляют топлива не больше, чем в 2007 году. Однако дефицит был вызван тем, что ряд нефтеперерабатывающих заводов закрыты на профилактический ремонт, а также тем, что исполнялся контракт министерства обороны РФ.

Сильнее всего от керосинового дефицита, а он начал проявляться с начала сентября, пострадали небольшие компании-перевозчики. Крупные компании заключают контракты на поставку топлива на длительный срок и практически не зависят от краткосрочной волатильности рынка. Итог битвы за керосин закономерен. По данным ИАЦ "Кортес", с 30 сентября по 7 октября его средняя цена увеличилась на 3,4% на фоне незначительного снижения цен на автомобильный бензин и мазут.

Впрочем, в летний пик перевозок поставщики топлива также не стеснялись с ценами. Например, топливозаправочная компания (ТЗК) "Кольцово" ("дочка" екатеринбургского международного аэропорта "Кольцово") была вынуждена дважды повышать цены на авиакеросин, в июне и в августе. Суммарное удорожание составило 6,5%. В ТЗК ссылались на изменения цен поставщиков.

Как сообщили "Интерфаксу" в авиакомпании "Уральские авиалинии", в себестоимости перелета расходы на авиатопливо составляют около 27%. Поэтому даже незначительное увеличение отпускных цен влечет за собой удорожание перевозки. "Если в начале отпускного сезона мы могли сдерживать свои цены, то сейчас авиакомпания вынуждена сделать корректировку и поднять тарифы и топливные сборы", - сказал представитель авиакомпании.

В настоящее время дефицита топлива в "Кольцово" нет, о новых повышениях цены на керосин пока не сообщается. Однако в других воздушных портах Уральского федерального округа ситуация иная. Например, в аэропорту Челябинска рост цен составил 4,7%, в аэропорту Нижневартовска (ХМАО) топливо подорожает на 9% - до 30 тыс. 680 рублей за тонну. Об этом "Интерфаксу" сообщила директор по связям с общественностью группы компаний "Аэрофьюэлз" Анастасия Матюшина.

Но сильнее всего авиатопливо подорожало в аэропортах Южного и Северо-Западного федеральных округов, а также, наряду с Уралом, на Дальнем Востоке. В тоже время, по прогнозам источника "Интерфакса" в нефтяной отрасли, дефицит авиационного топлива в московском авиаузле может составить 30-50 тыс. тонн, хотя цены здесь немного снизились.

Одним словом, заправлять самолеты или очень дорого, или нечем. А ведь до очередного пика авиаперевозок, связанного с новогодними каникулами, осталось не так уж много времени. В связи с этим в правительстве РФ решили не полагаться полностью на невидимую руку рынка и ввести в действие топливные резервы.

Как заявил журналистам 10 октября пресс-секретарь премьер-министра РФ Дмитрий Песков, правительство приняло все необходимые решения: топливо будет выделяться из Росрезерва напрямую авиаперевозчикам.

По словам Пескова, это принципиальная позиция правительства и премьер-министра. Ранее керосин из Росрезерва поступал нефтяным компаниям. "В этом году выделение будет осуществляться, по утверждению премьер-министра, в ином режиме. Авиакеросин будет доставляться не нефтяным компаниям, а авиакомпаниям", - сказал он.

Кстати, по мнению пресс-секретаря главы правительства, временный дефицит топлива становится традиционным явлением в России. "Ежегодно Росрезерв выделяет определенное количество авиатоплива для компенсации временного дефицита. Практика носит регулярный характер", - сказал пресс-секретарь премьер-министра РФ. Кроме того, проблемы с авиатопливом связаны в том числе с сезонным переходом НПЗ на производство зимнего дизельного топлива в силу технологических процессов.

Интересно отметить также, что правительство РФ намерено принять дополнительные меры по защите конкуренции среди топливозаправочных компаний в аэропортах. Это также должно сбить волну повышения цен на топливо.

Если поток пассажиров в аэропорту превышает 1 млн человек в год, при этом на его территории работает единственная топливозаправочная компания, то тарифы на ее услуги будет регулировать федеральная служба по тарифам. Как отметил Дмитрий Песков, такое регулирование будет стимулировать конкуренцию. Там, где есть альтернативные топливозаправочные компании, регулирование тарифов на их услуги вводить не будут.

Создание такой конкурентной среды особенно важно в тех регионах, где авиатранспорт – практически единственная возможность добраться до "большой земли". Например, в аэропорту Петропавловска-Камчатского действует двк топливозаправочные компании, но власти региона намерены увеличить их количество.

Совместная рабочая группа правительства Камчатского края и ОАО "НК "Роснефть" будет изучать этот вопрос, сообщил губернатор региона Владимир Илюхин по итогам рабочей встречи с председателем правления ОАО "НК "Роснефть" Эдуардом Худайнатовым в Москве.

"В ближайшие два месяца специалисты краевого правительства и "Роснефти" должны изучить целесообразность строительства дополнительного топливозаправочного комплекса на территории аэропорта. Кроме того, они дадут оценку того, насколько целесообразно расширять рынок поставщиков автомобильного топлива в регионе", - сказал губернатор.

"Мы должны руководствоваться, прежде всего, вопросами энергобезопасности региона и ценой на топливо для потребителей. Сейчас камчатские топливозаправщики работают довольно стабильно. Нам нужно понять, скажется ли расширение рынка топливозаправочных компаний на конечной цене автомобильного топлива и авиакеросина", - отметил он.

Между тем, судя по заявлениям представителей Минтранса РФ, объем неснижаемого запаса топлива в аэропортах России будет увеличен. Как заявил журналистам заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов, в крупнейших аэропортах должен быть пятидневный запас топлива. По нынешним нормам аэропорты должны иметь трехдневный неснижаемый запас. Впрочем, увеличивать объем запасов до уровня десятидневных резервов он также считает нерациональным. "Нужно правильно выстраивать логистику, а не строить бочки", - заметил заместитель министра транспорта РФ.

Со своей стороны, как сообщил агентству "Интерфакс-АНИ" директор по маркетингу ИАЦ "Кортес" Павел Строков, в ситуации, когда в свободной продаже на бирже керосина до сих пор нет, независимым операторам рынка необходимо объединяться. Как это происходит сегодня с независимыми сетями автозаправочных станций.

Впрочем, если дефицит керосина все же сохранится, то дальнейший рост цен неизбежен. А это значит, что перелеты для жителей России станут еще дороже.

Обозреватель Елена Глушкова