Interfax-Russia.ru - Главы космических агентств России и США договорились о создании новой космической станции Deep Space Gateway на орбите Луны, первые модули которой могут быть выведены в 2024-2026 гг.
"Мы договорились о том, что будем совместно участвовать в проекте создания новой международной окололунной станции Deep Space Gateway. На первом этапе будем строить орбитальную часть с дальнейшей перспективой применения отработанных технологий на поверхности Луны и впоследствии - Марса. Вывод первых модулей возможен в 2024-2026 году", - заявил журналистам глава "Роскосмоса" Игорь Комаров на Международном конгрессе астронавтики в Австралии.
Участие в проекте могут принять Китай, Индия, Бразилия и ЮАР.
"Была принята во внимание наша инициатива в расширении числа стран, которые смогут принять участие в обсуждении этого проекта. Определено, что в совместной работе над окололунной станцией примет Китай, Индия и другие страны БРИКС", - отметил Игорь Комаров.
Стороны предварительно обсудили вклады стран-участниц. "Нашим вкладом в создание станции может стать создание от одного до трех модулей и стандартов унифицированного стыковочного механизма для всех кораблей, которые будут стыковаться к станции. Кроме того, Россия предполагает задействовать для вывода конструкций на окололунную орбиту создаваемую в настоящее время новую ракету-носитель сверхтяжелого класса", - сказал глава "Роскосмоса".
Игорь Комаров подчеркнул, что конкретный состав технологического, а также финансовых вкладов всех участников создания станции Deep Space Gateway страны-участницы проекта будут обсуждать на следующем этапе переговоров.
"Мы подписали сейчас совместное заявление о намерениях работать по проекту окололунной станции, а в дальнейшем - проработке миссий на поверхности Луны и Марса. Сам договор требует серьезной проработки уже на государственном уровне", - уточнил глава "Роскосмоса".
Кроме того, он сказал, что Федеральная космическая программа (ФКП) на 2016-2025 годы будет пересмотрена после 2020 года в связи с участием России в создании совместно с США окололунной станции.
"Что касается финансирования по участию России в этой программе - после того, как мы определимся, параллельно будем прорабатывать с правительством источники финансирования. Надеемся, что найдем понимание, поскольку основные расходы будут после 2020 года. Мы когда утверждали федеральную космическую программу, мы говорили, что в 2020 году, возможно, будет ее пересмотр", - заметил Игорь Комаров.
Ранее эксперты в космической отрасли заявляли, что освоение Луны в перспективе может помочь решить вопросы энергетики на Земле.
"Луна - это, прежде всего, национальная безопасность. Но главное, это гелий-3 (вещество, используемое в энергетике - ИФ). Задача - добывать гелий-3 на Луне и там получать энергию, а затем по СВЧ и лазерному лучу передавать ее на Землю, чтобы решить энергетические вопросы Земли", - сказал советник президента РКК "Энергия", бывший генеральный директор НПО "Энергия" Вахтанг Вачнадзе.
Между тем, комментируя заявление главы "Роскосмоса", заведующий отделом исследований Луны и планет Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга профессор Владислав Шевченко считает, что международное сотрудничество перешло на новый уровень развития. По его мнению, текущие дипломатические отношения между Россией и США не отразятся на лунном проекте.
"Мой почтовый ящик электронной почты буквально забит приглашениями от зарубежных коллег участвовать в конференциях или написать научную статью. Я никаких антироссийских настроений не вижу. На мне это не отражается, равно как и на моих коллегах. Это раз. Во-вторых, поскольку и "Роскомос" и НАСА являются правительственными организациями, здесь, по-видимому, предварительно было получено межправительственное согласие. Всякие неурядицы между двумя странами в данном случае на эти отношения не распространяются", - рассказал Intefax-Russia.ru Владислав Шевченко.
Он также не сомневается, что лунный проект окупит себя с помощью добычи полезных ископаемых на Луне. Однако ученый попросил "вычеркнуть" из списка гелий-3.
"Гелий-3, к сожалению, наверное, из этого списка придется вычеркнуть. Этот вопрос я обсуждал еще с физиками-ядерщиками в Курчатовском институте. Они не уверены, что реакция с гелием-3 может быть реализована в ближайшее время. Чтобы она пошла, нужно обеспечить температуру где-то в миллиард градусов по Цельсию. Пока это фантазия", - считает Владислав Шевченко.
При этом, по его словам, Федеральная космическая программа России на 2016-2025 годы рассматривает Луну как источник энергии.
"На стадии подготовки ФКП я совместно со специалистами Академии наук России и "Роскомоса" участвовал в разработке программы. Там в лунной части этой программы спутник Земли рассматривают именно как источник ресурсов. В данном случае это ресурсы минерального плана", - рассказывает эксперт.
По его словам, это редкоземельные и редкие металлы, запасы которых на Земле уменьшаются.
"Это в том числе платиноиды и прочие из этой группы, они на Земле истощаются. И сейчас постоянно повышается их стоимость. Потому что они становятся более редкими не только в научном, но и в экономическом плане. Они необходимы, потому что это образно говоря "хлеб хай-тека". Высокие технологии не могут развиваться, если не будут подпитываться этими ресурсами. Поэтому приобретает актуальность вопрос поиска таких ресурсов за пределами Земли", - объясняет Владислав Шевченко.
Он говорит, что в США уже были планы по добыче редкоземельных элементов за пределами Земли. Согласно американской программе, редкоземельные элементы собирались добывать с астероидов, которые пролетали рядом с Землей, однако этот проект показал свою несостоятельность по сравнению с лунным вариантом.
"Доклады, которые я делал в процессе подготовки нашей федеральной космической программы, сводились к тому, на Луне нет атмосферы, и все эти астероиды свободно падают на Луну уже в течение более 4 млрд лет. Если падает астероид на лунную поверхность со скоростью меньше чем 12 км в секунду, то там не происходит высокотемпературного взрыва, а происходит механическое разрушение. Все вещество астероида сохраняется. Моя идея была в том, чтобы не ловить астероид, а то, что уже отработано и летит на Луну, собирать и доставлять на Землю", - поясняет эксперт.
По его словам, в США уже появилась коммерческая фирма, которая заявила о своем желании оказывать услуги по транспортировке полезных ископаемых с Луны для промышленного использования.
"Параллельно, когда мы разработали свою космическую программу, в 2016 году NASA разрешила полеты на Луну частной компании Moon Express, которая планирует туда летать для транспортировки ресурсов. Я подтверждаю, что это реально. В одном из рекламных заявлений глава этой компании сказал, что на лунной поверхности мы можем найти ресурсов на 16 квадриллионов долларов. Поэтому постройка и запуски - это явно уже окупаемый бизнес-проект", - уверен Владислав Шевченко.
При этом он не исключает, что новый космический проект могут перенести по времени или отложить вовсе.
"Все упирается в финансирование. Последний лунный аппарат, запущенный нашей страной, была межпланетная станция "Луна-24", это был 1976 год. Прошло 40 с лишним лет. И больше лунных запусков у нас не было своих. Уже и кадры ушли, те, кто знал, как это делается. В новой федеральной программе был запланирован к запуску следующий аппарат, его назвали "Луна-25", у него была простая задача – отработать элементы посадки на лунную поверхность. Отработать на новом уровне, с новой техникой, с новыми технологиями. Первоначально эта станция планировалась сначала на 2015 год, потом на 2016-й. Сейчас, к сожалению, этот проект планируется лишь на 2019 год. Очень хотелось, чтобы глава "Роскосмоса" Комаров в данном случае оказался прав, и в 2024 году новый лунный проект осуществился", - делится мыслями эксперт.
Он обращает внимание, что пока заявленный космический проект не получил государственное финансирование.
"Заметьте, во всех информационных сообщениях говорится, что пока есть договоренности только между космическими ведомствами, однако окончательное договорное решение произойдет только на правительственном уровне. До сегодняшнего дня, если касаться лунного проекта, который был перенесен, все объяснялось нашим слабым финансовым положением. Те финансовые ресурсы, которые были ранее заложены на выполнение федеральной космической программы, подвергались секвестру, и все переносилось", - объясняет ученый.
Рассуждая о том, какое место отводится финансированию космоса в России, Владислав Шевченко вспоминает случай из жизни.
"Одно время я работал во Франции, и мы с моим французским коллегой, который хорошо знает русский язык, сидели в кафе и обсуждали дела на русском языке. Рядом сидела молодежная компания, которая спросила, на каком языке мы общаемся. Когда узнали, что на русском, девушка из этой компании воскликнула – а, Россия – это Калашников! Когда недавно в Москве открывали памятник Калашникову, министр культуры Владимир Мединский назвал автомат Калашникова культурным брендом. И я сразу вспомнил эту историю. Я бы хотел, чтобы не автомат Калашникова был нашим брендом, а полеты в космос, в том числе на Луну", - заключил Владислав Шевченко.
Обозреватель Олег Пименов
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook