Точка зрения 21 декабря 2012 г. 16:38

"Мистрали" под вопросом

Interfax-Russia.ru – Россия может отказаться от строительства на своей территории французских вертолетоносцев, хотя судостроителей в эти планы пока не посвятили.

Возможность покупки Россией французских вертолетоносцев "Мистраль" начали обсуждать в 2009 году. И, если первоначально речь шла об одном корабле, то в начале 2010 года в переговорах глав России и Франции фигурировали уже четыре вертолетоносца.

Универсальный десантный вертолетоносец класса "Мистраль" имеет стандартное водоизмещение 16,5 тыс. тонн, полное - 21,3 тыс. тонн, при заполненном доке - 32,3 тыс. тонн и максимальную длину корпуса 210 метров. Он способен развивать скорость более 18 узлов. Дальность плавания - до 20 тыс. миль.

Корабль-док способен выполнять сразу четыре разных задачи: десантировать на сушу воинские части, принимать вертолеты, быть центром командования и плавучим госпиталем. В вертолетную группу корабля входят восемь десантных и восемь штурмовых боевых вертолетов, для которых предусмотрен ангар площадью 1 тыс. 800 кв. метров. Причем на взлетной палубе одновременно могут размещаться шесть вертолетов.

Стандартная численность команды - 160 человек. При этом дополнительно вертолетоносец может принять на борт 450 человек (кратковременно до 900 человек), 13 основных боевых танков или 70 автомобилей.

Межправительственное соглашение о покупке для российских ВМФ четырех вертолетоносцев было подписано в Сен-Назере (Франция) 25 января 2011 года. Согласно договоренностям, два корабля будут построены на французских верфях и еще два по лицензии в России. По неофициальным данным, стоимость одного корабля составляет около 600 млн евро.

Контракт между Россией и Францией на поставку двух десантно-вертолетных кораблей-доков для нужд министерства обороны РФ был подписан 17 июня 2011 года. В качестве субподрядчика к этой сделке привлечено ЗАО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК): оно строит 24 корпусных блока (кормовую часть обоих кораблей), что составляет 40% их корпусов. Затем блоки будут отправлены во Францию, где на верфях Сен-Назер полностью соберут вертолетоносцы.

При заключении контракта по "Мистралям" Франция передала российской стороне все интересовавшие ее технологии, в том числе боевую информационно-управляющую систему SENIT-9, которой оборудованы десантно-вертолетные корабли-доки.

Россия покупает вертолетоносец со всем навигационным и технологическим оборудованием, включая боевую навигацию, но вооружение и вертолеты на корабле будут российские. При этом, как заявлял в феврале главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий, "на "Мистралях", которые строятся для ВМФ России, возможно размещение оружия со специальной боевой частью российской разработки".

Планируется, что основу авиационной группировки на строящихся для ВМФ России вертолетоносцах "Мистраль" составят боевые вертолеты Ка-52К (корабельный) - "Аллигаторы". Как показали проведенные практические посадки на "Мистраль", "Аллигатор" идеально подходит для базирования на этом корабле. Первые машины, доработанные для базирования на вертолетоносце, по словам генерального директора холдинга "Вертолеты России" Дмитрия Петрова, поставят в состав ВМФ уже в конце следующего года.

По условиям контракта первый корабль, получивший название "Владивосток", будет поставлен ВМФ России в 2014 году, а второй - "Севастополь" - в 2015 году. В начале 2014 года начнется подготовка двух экипажей вертолетоносцев "Мистраль". Оба вертолетоносца поступят на Тихоокеанский флот и будут базироваться во Владивостоке, где для них уже обновляют причалы.

Что касается строительства третьего и четвертого вертолетоносцев типа "Мистраль", то теперь уже экс-министр обороны РФ Анатолий Сердюков намекал французской стороне, что Россия хотела бы купить третий и четвертый корабли по несколько меньшей стоимости. "Все-таки их построят в России, и это уже будет серийное производство", - пояснял министр он.

При этом незадолго до своей отставки Сердюков заявлял о том, что соглашение на строительство этих кораблей все еще находится в стадии переговоров. По его словам, деньги на их строительство заложены в госпрограмме вооружений до 2020 года, и их можно использовать, начиная с 2013 года.

"Для нас это сейчас не горит по срокам, поэтому мы ждем предложений от ОСК. Они сейчас ведут активные переговоры с французами, в том числе по техническому оснащению наших заводов. Пока на бюджетной комиссии мы не рассматривали ни ценовых параметров, ни временных", - рассказывал Сердюков журналистам.

Однако, по информации газеты "Ведомости", новое руководство министерства обороны РФ приняло решение отказаться от строительства двух вертолетоносцев типа "Мистраль" в России. Об этом изданию рассказал чиновник правительства. Кроме того, эту информацию газете подтвердили источник в Минобороны и менеджер предприятия оборонной промышленности.

Как сообщил "Ведомостям" менеджер предприятия российской "оборонки", российская кораблестроительная промышленность и значительная часть военных моряков всегда скептически смотрели на эти планы, потому что концепция применения этих кораблей российским ВМФ представлялась сомнительной, а затраты на содержание и строительство кораблей - слишком большими. По мнению менеджера предприятия оборонной промышленности, постройка этих двух кораблей стоила бы не меньше, чем во Франции, то есть 1,15 млрд евро.

Вместе с тем, как оказалось, Объединенной судостроительной корпорации ничего не известно о решении Минобороны отказаться от строительства еще двух вертолетоносцев "Мистраль". При этом пресс-секретарь ОСК Алексей Кравченко признал, что решение по строительству кораблей для ВМФ принимает Минобороны.

Он напомнил, что в контракте на поставку первых двух кораблей прописана возможность строительства еще пары кораблей в России, "но пока никаких субконтрактов не подписано".

Между тем мнения по поводу того, что "Мистрали" не удовлетворят потребности ВМФ России в десантных кораблях, высказывались неоднократно. Об этом в частности, говорил и главный конструктор проекта большого десантного корабля (БДК) "Иван Грен" Владимир Маслин.

"Потребности в новых десантных кораблях у ВМФ России растут на фоне того, что на флотах количество таких кораблей неуклонно сокращается из-за больших сроков эксплуатации. Одними "Мистралями" проблему пополнения десантного флота не решить", - пояснял Маслин.

По его оценке, для российского флота "более предпочтителен, чем французские вертолетоносцы" проект БДК 11711, к которому относится БДК "Иван Грен", заложенный на ОАО "Прибалтийский судостроительных завод "Янтарь" (Калининград) в декабре 2004 года.

Кстати, проект 11711 станет единственным в мире, в котором реализована идея неконтактной выгрузки десанта и техники из корабля на необорудованное или пологое побережье. Выгрузка будет происходить за счет использования серийных понтонных средств. Корабль может нести в трюме комплекс серийных понтонов, которые будут затем монтироваться в понтонный мост, соединяющий БДК и побережье, или использоваться как отдельные плавающие средства.

По расчетам конструкторов, ДБК будет способен принять на борт около 40 различных видов имеющейся и перспективной техники, в том числе и тяжелой, каждая единица массой до 60 тонн. Длина корабля составит около 120 метров, водоизмещение - свыше 6 тыс. тонн. Корабль будет обладать оборонительным ракетным и артиллерийским вооружением, а также нести на борту несколько вертолетов. Планируется, что первый и пока единственный корабль этого проекта - БДК "Иван Грен" - будет спущен на воду в мае 2013 года, на следующий год запланирована и его передача ВМФ.

Генконструктор уверен, что после того, как первый БДК этого проекта вступит в строй и его начнут эксплуатировать десантные силы Балтфлота, командование ВМФ России увидит неоспоримые достоинства этого корабля. Исходя из этого и будет принято решение о постройке серии кораблей проекта 11711, как это и планировалось ранее.

"Уже сегодня можно говорить, что "Иван Грен" является универсальным с точки зрения возможных модификаций и дальнейшего развития. К примеру, он создавался комбинированным по типу "река-море", затем был переделан в судно океанской зоны. В процессе строительства в него внесено так же немало новых идей и решений", - отметил Маслин.

Генконструктор также сообщил, что в настоящее время "Невское проектно-конструкторское бюро" в инициативном порядке разрабатывает новые проекты как десантных кораблей, так и авианосца. Они различаются по водоизмещению, вооружению и боевым возможностям, другим характеристикам. Данные разработки направлены в Объединенную судостроительную корпорацию, где вынашивают идею строительства кораблей, которые бы могли выполнять задачи, характерные для ударных и десантных сил.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще