Россия / Точка зрения 16 января 2014 г. 18:30

Наученные грантами

Interfax-Russia.ru - Правительство решило изменить механизм финансирования науки, переведя ее на преимущественно грантовую основу.

Вслед за резонансной реформой Российской академии наук (РАН) чиновники подготовили для ученых еще одно нововведение. В конце декабря 2013 года члены Совета по науке и образованию пришли к выводу, что для развития отечественной науки необходимо не только реформировать академию, но и изменить сам механизм финансирования исследований. Вместо бюджетного финансирования через федеральные целевые программы эксперты предложили перевести ученых на гранты. Так, считают члены Совета по науке и образованию, у ученых появится дополнительный стимул участвовать в масштабных исследованиях. Кроме того, это поможет привлечь в науку молодежь – молодые люди смогут рассчитывать на быстрый карьерный рост и достойную зарплату.

В январе ряд предложений, в том числе касающихся изменения механизма финансирования науки, утвердил президент РФ Владимир Путин. Так, он поддержал предложение о постепенном переводе российской науки на преимущественно грантовую систему. В то же время, финансирование научных проектов из федеральных целевых программ должно быть сокращено (за счет ФЦП будут финансировать только фундаментальные исследования).

"Что касается расходов на науку федеральных целевых программ, то вновь подчеркну - они должны сосредоточиться на поддержке прикладных исследований, на создании конкретных научных разработок. Необходимо усовершенствовать систему финансирования фундаментальных исследований. Подходы, прописанные в федеральной целевой программе и "заточенные" на проведение прикладных работ, на эту роль не годятся. Здесь нужна своя, "небюджетная" логика. Переход от сметы к формированию стратегических программ развития и грантовому выделению средств", - сказал Путин, подчеркнув, что "линейка" грантов должна отвечать запросам всего научного сообщества - от аспирантов до "маститых" научных групп.

По его словам, при распределении грантов нужно учитывать не только профессиональный, но и творческий уровень исследовательской группы или ученого - в процессе работы над проектом они смогут самостоятельно определять перспективные направления дальнейших изысканий. Кстати, размер грантов планируют в итоге довести до мирового уровня.

Помимо грантов президент поддержал еще ряд инициатив, касающихся развития науки. Например, научные задания могут начать формировать на конкурсной основе. А правительству совместно с РАН уже поручено усовершенствовать механизм формирования и корректировки приоритетов фундаментальных научных исследований. До 1 мая правительство также должно разработать предложения по условиям замещения руководителей государственных и муниципальных научных организаций. Кроме того, правительство должно проследить за структурной целостностью, имуществом и кадрами РАН, которые в рамках реформы академии передают в ведение Федерального агентства научных организаций (ФАНО). Академия наук совместно с правительством должна разработать ряд крупных научно-технических и социально-экономических программ и проектов на среднесрочную перспективу.

В соответствии с поручением, главы правительства и РАН также должны разработать предложения по повышению зарплаты отдельным категориям научных работников, достигших высоких результатов. В свою очередь министерство образования и науки РФ должно предложить меры господдержки российских научных журналов.

Помимо этого правительство будет стимулировать развитие фундаментальной науки – до 2020 года на эти цели направят 834 млрд рублей.

"Наш собственный опыт и мировая практика показывают, что мощный импульс фундаментальной науки дают масштабные проекты с длительным горизонтом реализации. Так было и с советским атомным проектом, и с программой освоения космоса. Уверен, что и сегодня пришло время задумываться о подобных инициативах", – сказал президент РФ.

Уже известно, что гранты на исследования выделит недавно созданный Российский научный фонд, который в течение трех лет получит на развитие фундаментальной науки почти 48 млрд рублей. Также к 2020 году втрое увеличится финансовое обеспечение Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда.

Однако пока не ясно, чем обернутся предстоящие изменения для российской науки.

С одной стороны, перечисленные меры в будущем должны облегчить жизнь ученым, которые смогут свободнее распоряжаться полученными деньгами (например, в части планирования ставок научных работников) и привлекать к работе только продуктивных сотрудников. Кроме того, это поможет приблизить российскую науку к западной, которая давно существует в основном за счет грантов.

Так, профессор Сколковского института науки и технологий (Сколтех) Константин Северинов рассказал Interfax-Russia.ru, что грантовое финансирование составляет значительный процент общего финансирования научных исследований в большинстве развитых в научном отношении стран. Причем, наиболее высока доля научных грантов в исследовательских университетах США.

"Там постоянное "бюджетное место" или "ставку" имеет только профессор, который получает это бюджетное финансирование за свою образовательную деятельность, т.е., чтение лекций. Весь работающий в лаборатории такого профессора научный персонал временный и получает зарплаты из грантов, привлеченных профессором. Нет грантов - нет и людей в лаборатории", – рассказал он Interfax-Russia.ru.

По словам профессора Сколтеха, большая часть лабораторного оборудования и все реагенты также закупаются на гранты, а помещение, мебель и пр. предоставляет сам вуз. Кстати, учебное заведение в виде накладных получает до 70% стоимости гранта, так что игра стоит свеч.

"Конечно, это не единственная модель, и финансирование в государственных лабораториях США в основном бюджетное. Однако количество исследователей в таких лабораториях существенно меньше, чем в университетах", – пояснил Константин Северинов.

Он также пояснил, что "в западноевропейских странах процент грантового финансирования разнится, но в целом он очень значительный, особенно в Великобритании".

Ученый в целом поддерживает решение российского правительства изменить механизм финансирования науки в стране.

В то же время, все это может оказаться бесполезным, если не избавиться от "национальных болезней" – предвзятой экспертизы и задержек с выплатой средств.

"В целом, предложенное сокращение бюджетной и увеличение грантовой составляющей в финансировании научных исследований в России - это шаг в верном направлении. Но надо быть очень осторожным и твердо уверенным, что создаваемая в нашей стране система грантового финансирования будет свободна от конфликта интересов при распределении грантов, некачественной и предвзятой экспертизы и хронических задержек в поступлении средств на счета грантополучателей", – подчеркнул профессора Сколтеха.

Кроме того, во многом успех изменения механизма финансирования российской науки зависит от того, станет ли грантовая система "прозрачнее" для ученых.

Так, по словам профессора Университета штата Нью-Йорк (США) Артема Оганова, нынешняя российская грантовая система слишком бюрократична - ученые вынуждены тратить время на написание отчетов, вместо того, чтобы проводить исследования.

"И уж совсем абсурдно, когда отчет приходится писать еще до того, как выполнена научная работа – деньги приходят, скажем, в ноябре, а отчет нужно сдать в октябре", – рассказал ученый в интервью порталу "Наука и технологии РФ".

По его словам, в США многие агентства, выдающие гранты, требуют от ученых только годового или поквартального отчета о проделанной работе. Причем, сам отчет вместе с иллюстрациями часто не превышает 10 страниц.

Еще одной проблемой можно назвать небольшие суммы российских грантов.

"$15 тыс. в год явно недостаточно. Таких денег едва ли хватит на достойную зарплату ученого, не то что на оборудование. Даже в Китае обычные гранты в несколько раз больше (но при этом есть и многомиллионные гранты). В Америке средний грант – около $300 тыс. Лаборатории там существуют целиком на деньги грантов, и только базовая зарплата руководителей выплачивается из бюджета университета", – пояснил он.

По мнению ученого, чтобы исправить ситуацию, нужно сократить количество отчетов по грантам и увеличить размер среднего гранта до $100-200 тыс.

"А чтобы при этом не сокращалось число грантов, следует наращивать общий объем грантового финансирования науки. В том же Китае затраты на науку в последние 10-15 лет растут ежегодно на 30%. И, насколько я понимаю, китайцы не собираются сворачивать с этого пути", – подчеркнул Артем Оганов.

Он также поддерживает идею увеличить число фондов, финансирующих науку в РФ – это как минимум поможет сократить человеческий фактор при выдаче средств на научные исследования.

Современная Россия не может похвастаться яркими достижениями в науке. И быстрых успехов ждать не приходится. Ведь, например, один из крупнейших фондов США – Национальный научный фонд (NSF) – существует с 1950 года, и в 2013 году его объем финансирования составил немногим меньше $6,9 млрд (более 230 млрд рублей). В то же время, Россия в 2013 году в общей сложности направила на развитие науки всего 145 млрд рублей.

Сейчас российские научные институты финансирует государство, а при желании они могут получить гранты на исследования. Однако не секрет, что даже общего объема этих средств часто не хватает. Например, сотрудники Института океанологии РАН вынуждены самостоятельно искать дополнительные средства для исследований.

"Я получаю финансирование на экспедиционные исследования из Российской академии наук, иногда гранты из Российского фонда фундаментальных исследований. Если все просуммировать, то я имею возможность проводить экспедиции по 50 суток. На каждое судно – от недели до 10 дней. Это чтобы выйти из Санкт-Петербурга до Калининграда. В океан выйти невозможно", – сообщил директор института, член президиума РАН Роберт Нигматулин.

Конечно, это не значит, что у отечественной науки не получится вновь выбиться в лидеры. И дело здесь даже не в деньгах – в любой стране наука развивалась не только за счет финансовых вливаний, но и благодаря самоотверженным ученым, не бросающим начатого.

Обозреватель Татьяна Кочеткова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".