Interfax-Russia.ru — Россия готова идти на компромисс в спорных моментах договора по открытому небу.
США приняли решение выйти из договора по открытому небу (ДОН) — в мае эту информацию подтвердил президент Дональд Трамп.
В качестве основной причины называют претензии к России: она запретила иностранным инспекторам подлетать к Калининградской области ближе чем на 500 км и отказала в доступе для наблюдательных полетов в 10-километровом коридоре на границе с Южной Осетией и Абхазией.
Как пояснил глава Национального центра по уменьшению ядерной опасности Сергей Рыжков, ограничения полетов над Калининградской областью в рамках договора по открытому небу были введены из-за поведения польских инспекторов, мешавших воздушному движению в регионе, но Россия готова идти на компромисс по этому вопросу.
В статье, опубликованной в официальной газете Минобороны РФ "Красная Звезда," он обратил внимание на то, что уже в феврале в ходе совместного полета США, Латвии и Литвы "российская сторона не стала препятствовать проведению воздушной инспекции Калининградской области с дальностью, незначительно превышающей параметр в 500 км, тем самым подтвердив свою готовность к поиску компромисса, по вопросу о максимальной дальности полетов над этим регионом".
Ситуация с Абхазией и Южной Осетией, по словам Рыжкова, связана с их двойственным статусом. Согласно договору, "полеты проводятся не ближе 10 км от границы государства, не являющегося его участником", при этом Россия признает республики независимыми государствами, а США — нет.
"Но и по этому вопросу российская сторона выразила готовность разрешить ситуацию. Мы предлагаем разрешить полеты в 10 км зоне в случае, если Грузия позволит инспекторам из России совершить облеты ее территории. Но официальный Тбилиси, заручившись поддержкой США и Великобритании, продолжает блокировать предложение России", — отметил Рыжков.
Начальник центра также упомянул, что американская сторона просила разрешения совершить облет района, где проходили учения "Центр-2019", однако Россия "вынуждена была ограничить проведение второй части американского наблюдательного полета, совпадающей с активной фазой учения, в которой была задействована боевая и транспортная авиация".
Рыжков также упомянул о претензиях к США со стороны России, среди которых — недопуск российского самолета наблюдения на территорию США, запрет наблюдения островных территорий, установление такого режима полетов российского самолета, когда экипаж работает 14-18 часов.
В целом, по его мнению, взаимные претензии устранимы и главной причиной выхода США из договора является "желание американцев поставить под контроль весь космос (системы связи, навигации, контроля космического мусора, дистанционного зондирования земли и др.), и на этом хорошо зарабатывать в будущем, продавая соответствующие материалы". А также не допустить инспекции территории США.
Между тем еще на стадии слухов о возможном выходе США из ДОН американские партнеры называли такие действия ошибкой. А решение Трампа было раскритиковано и в самом Вашингтоне.
Так, группа американских сенаторов-демократов в письме на имя госсекретаря Майка Помпео и министра обороны Марка Эспера указали, что решение Трампа о намерении вывести США из договора по открытому небу является также нарушением закона, обязывающего администрацию заблаговременно уведомить Конгресс за 120 дней до начала процесса выхода.
Письмо, отправленное в июне, подписали старший демократ Комитета по иностранным делам Сената Роберт Менендес, лидер демократического меньшинства в верхней палате Чак Шумер, старший демократ Комитета по делам вооруженных сил Джек Рид и заместитель председателя Комитета по разведке Марк Уорнер.
"Мы требуем, чтобы Вы немедленно прекратили свои усилия по инициированию процесса выхода из договора до тех пор, пока Конгресс не получит необходимое уведомление в соответствии с Законом о национальной обороне, а Сенат не получит возможность проанализировать это решение", — говорилось в послании.
Авторы также отмечали, что у них вызывает подозрение и время принятия решения о расторжении договора — менее чем за пять месяцев до выборов. По мнению авторов письма, начало выхода США из ДОН без соблюдения внутреннего законодательства США или конституционной практики "является очевидным политическим маневром в попытке связать будущую администрацию".
Хотя сенаторы и отметили, что выполнение условий договора "было несовершенным" и выразили "обеспокоенность" тем, что российская сторона нарушает условия договора, чем Трамп и объяснил свое решение о выходе из договора, однако, считают они, договор имел позитивное значение. В связи с этим они заявили, что вместо выхода из договора Соединенные Штаты должны приложить усилия для решения с Россией имеющихся вопросов дипломатическим путем.
В послании подчеркивается: "США, выходя из договора по открытому небу, выходят из соглашения, которое, как неоднократно сообщали наши партнеры, они ценят и считают способствующим обеспечению их безопасности".
Вместе с тем, по мнению директора Центра военно-политического анализа в Институте Хадсона (США) Ричарда Вайца, американский курс на выход из договора по открытому небу не означает, что вопрос об участии Вашингтона в этом договоре закрыт окончательно.
"Если Трамп победит на выборах, то Америка не вернется к этому договору. Если победит Байден (Джо Байден, — "ИФ"), то его администрация снова может войти в договор", — сказал Вайц на онлайн-дискуссии в рамках "круглого стола" на площадке Международного дискуссионного клуба "Валдай".
По его словам, Байден хочет укрепить систему контроля над вооружениями, поэтому очень важно, чтобы ДОН сохранился к тому моменту, когда он сможет прийти к власти.
"США смогут войти в договор, если он будет еще существовать", — отмечает аналитик.
По его оценке, в условиях выхода США из ДОН последствия для американской стороны будут не очень значительны, поскольку 42 квоты, получаемые США на полеты каждый год, не могут повлиять на общий объем разведданных.
При этом, считает эксперт, остается весьма интересным вопрос о позиции Москвы в отношении договора, из которого выходит Вашингтон: "Если выйдет еще и Россия, то тогда схлопнется весь договор — потому что у других подписантов не будет никакого смысла оставаться в нем. Если Россия выходит из договора, то она больше не сможет совершать полеты над американскими военными базами в Европе".
6 июля в Вене прошла виртуальная конференция государств-участников договора по открытому небу. Незадолго до ее начала замглавы МИД РФ Сергей Рябков, возглавлявший на этой встрече российскую делегацию, отмечал в беседе с "Интерфаксом", что российская сторона не ожидала от встречи каких-либо прорывов, поскольку в Москве считали решение США о выходе из договора окончательным.
"В Вашингтоне решение принято. Разного рода рассуждения о том, что Россия якобы может "повернуть вспять" это решение - это все для отвода глаз, повторение прежних недостойных приемов в попытке переложить на другого ответственность за собственные действия несоответствующие требованиям данного договора, как и множества других соглашений", — сказал замминистра агентству.
Вместе с тем в Москве рассчитывали расставить точки над i, обменявшись оценками со всеми участников договора с подключением представителей соответствующих ведомств.
Также замглавы МИД РФ не исключал и риска того, что примеру Вашингтона могут последовать его союзники, а российская сторона в этом не заинтересована. Для Москвы на предстоящей встрече было важно решить вопрос о непередаче США данных в рамках миссии по открытому небу после того, как участие США в договоре будет прекращено.
При этом, подчеркивал Рябков, Россия оставляет за собой все варианты действий по своему дальнейшему участию в ДОН.
"Мы считаем, что договор полезен, он на протяжении длительного времени являлся одной из опор европейской безопасности, и говорить о том, что здесь есть какой-то автоматизм, — вот, американцы поступили известным образом, и это автоматически означает, что мы последуем за ними, — я бы не стал. Но еще раз повторяю, что никакие варианты не исключаются, мы продолжаем процесс внутреннего анализа", — отмечал собеседник агентства.
Об этом заявлял и глава МИД РФ Сергей Лавров.
"Мы сейчас посмотрим, какая будет реакция наших западных коллег на этой конференции, что Европа на этот счет думает. Мы не исключаем никаких вариантов наших действий, мы хотим послушать, что скажут остальные", — отмечал Лавров.
По его словам, главным условием, которое обеспечивало ратификацию Россией договора об открытом небе, была возможность осматривать сверху территорию Соединенных Штатов.
По итогам конференции Рябков констатировал, что Москва не заметила признаков изменения решения США выйти из договора по открытому небу.
"Американские коллеги даже на этом мероприятии, заявленном как конференция по оценке последствий решения США о выходе из договора, все равно потратили время в основном на, что называется, выкатывание претензий в наш адрес. Причем сделали это с такой безапелляционностью, достаточно вызывающей. Поэтому нам пришлось довольно-таки жестко ответить на их выпады", — сообщил замглавы МИД РФ "Интерфаксу".
По его словам, Россия готова к диалогу с США по ДОН для снятия встречных претензий, но взаимности со стороны Вашингтона не видит.
Комментируя итоги прошедшей видеоконференции, замминистра подчеркнул, что "подавляющее большинство других участников использовало мероприятие для обсуждения среди прочего темы, как договор может и должен функционировать уже после того, как США из него выйдут".
Вместе с тем он отметил, что не увидел ни со стороны США, ни со стороны их союзников готовности к диалогу для взаимного снятия тех или иных претензий. "Большинство выступавших представителей стран, союзных с США, сводили свои сигналы к тому, что да, объявление о предстоящем выходе США вызывает сожаление, но вместе с тем именно России, как они считают, следует принять меры для выправления ситуации", — отметил он.
Рябков еще раз уточнил, что Россия рассматривает все сценарии относительно своего дальнейшего участия в договоре.
"Мы будем смотреть, что будет происходить дальше, взвешивать обстоятельства, связанные с этим развитием на каждый момент времени, и соотносить их с теми интересами, которые у нас есть в сфере обеспечения собственной безопасности, а также с учетом необходимости вносить вклад в укрепление европейской безопасности. Мы тоже принимаем это в расчет, и нам это не безразлично", — отметил замминистра.
Позже глава МИД РФ Сергей Лавров подтвердил, что Россия готова обеспечить функционирование ДОН, но окончательное решение о своем участии в нем примет после того, как взвесит последствия выхода из него США.