Точка зрения
15 мая 2015 г. 14:48

Не сходятся в цене

Interfax-Russia.ru – Москва и Париж расходятся в вопросах компенсации при расторжении контракта по "Мистралям". Эксперты не рассчитывают на скорое возвращение авансов за вертолетоносцы.

Контракт на строительство двух десантных вертолетоносных кораблей-доков (ДВКД) типа "Мистраль" был подписан между "Рособоронэкспортом" и французской компанией DCNS еще в июне 2011 года. По условиям контракта строительство кормовых частей вертолетоносцев осуществлялось на Балтийском заводе (входит в состав Объединенной судостроительной корпорации) в Санкт-Петербурге, а стыковка с головными частями и окончательная достройка - на верфи компании STX France в Сен-Назере.

Передача первого вертолетоносца (в России он получил наименование "Владивосток") ВМФ России была намечена на осень 2014 года, а второго - под названием "Севастополь" – на 2015 год. Однако Франция решила приостановить поставку вертолетоносцев, сославшись на ситуацию на Украине.

Несмотря на то, что действующие против России санкции предусматривают, что ранее заключенные контракты в сфере военно-технического сотрудничества должны быть выполнены, вопрос передачи "Мистралей" неоднократно откладывался. Впрочем, в России в последнее время особо и не рассчитывали на исполнение контракта, неоднократно заявляя о готовности удовлетвориться возвращением потраченных на французские корабли средств.

В конце апреля президент Франции Франсуа Олланд в очередной раз подтвердил, что доставка России вертолетоносцев в нынешних условиях невозможна. "Сейчас мы не поставляем "Мистрали", поскольку Франция не хочет передавать (России, - ИФ) летальное оружие", - заявил он на пресс-конференции в Париже, уточнив, что "летальным называют то, что приносит смерть", тогда как Париж нацелен на то, чтобы добиться мира на Украине и избежать гибели людей.

При этом Олланд сообщил, что в случае, если его страна не сможет передать "Мистрали" России, то она будет обязана возместить заказчику расходы. Тогда британская газета The Times, подсчитала, что французские власти должны будут выплатить России 1,4 млрд евро в случае разрыва контракта по поставке вертолетоносцев.

Между тем, как сообщает "Коммерсант" со ссылкой на источники в сфере военно-технического сотрудничества, во французских предложениях по расторжению контракта на поставку двух вертолетоносцев речь идет о возмещении России "расходов и убытков" в размере 784,6 млн евро.

Кроме того, по информации газеты, французы предложили поделить поровну риски и расходы, связанные с демонтажем и разгрузкой с кораблей российского оборудования, поставленного на них в ходе строительства, и его возвратом.

Помимо этого источники "Коммерсанта" сообщили, что в проекте по расторжению контракта значится пункт, согласно которому DCNS не вернет деньги заказчику до тех пор, пока "Рособоронэкспорт" и правительство РФ не дадут официальных письменных разрешений на продажу обоих кораблей "любой заинтересованной третьей стороне без каких-либо оговорок".

При этом DCNS строит свою позицию на том, что контракт прекращает свое действие по причине форс-мажора.

Вполне предсказуемо, что все эти пункты не устраивают Россию. В частности в Минобороны РФ "убытки и расходы", понесенные "российскими организациями" в связи со строительством и содержанием вертолетоносцев, по словам источников газеты, оценили в 1 млрд 163 млн евро. Помимо выданного чистого аванса в размере 892 млн 900 тыс. евро Россия намерена стребовать и средства, потраченные на обучение экипажа, строительство инфраструктуры для вертолетоносцев во Владивостоке и работы по созданию палубных вертолетов Ка-52К.

Расходы на демонтаж оборудования Москва предлагает возложить на DCNS, поскольку инициатором разрыва соглашения выступает именно французская сторона. Причем, напоминают источники "Коммерсанта", правительства РФ и Франции пока согласились прекратить сотрудничество по строительству кораблей вовсе не в связи с "обстоятельствами непреодолимой силы".

Что касается разрешения на продажу вертолетоносцев, то этот пункт, по словам собеседников газеты, однозначно будет пересматриваться с учетом интересов РФ, так как "Минобороны Франции уже выдало сертификаты конечного пользователя на кормовые части кораблей, специально построенные для DCNS на Балтийском заводе, они находятся в Минобороны РФ, и без согласия российской стороны реэкспорт невозможен".

По сведениям издания, в Минобороны РФ поддерживают вариант урегулирования на основе положений Гражданского кодекса Франции от 21 марта 1804 года (Кодекс Наполеона), согласно которым правительство РФ может воспользоваться правом обратной покупки: в этом случае французы выкупают корабль (возвращают денежные средства, потраченные российской стороной), но при этом Россия вправе выставить любую финальную цену без каких-либо обоснований ее структуры.

Как считает бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ генерал-полковник Леонид Ивашов, Россия не должна давать поблажек на переговорах по "Мистралям". В беседе с агентством "Интерфакс-АВН" он напомнил, что французская сторона неоднократно смещала сроки передачи кораблей России вовсе не из-за "обстоятельств непреодолимой силы", а потому, что это - "чисто политическая интрига и метания французов между контрактом и преданностью Вашингтону".

Экс-начальник Главного штаба ВМФ РФ адмирал Виктор Кравченко также убежден, что Россия при расторжении контракта на поставку вертолетоносцев должна потребовать от Франции возмещения в полном объеме всех средств, потраченных на подготовку к приему этих кораблей. "Потом могут делать с ними все, что хотят", - заявил агентству "Интерфакс-АВН" адмирал.

По его мнению, поскольку эти вертолетоносцы строились исключительно для нашего ВМФ, то Россия, скорее всего, будет возражать против продажи кораблей третьим странам. Вместе с тем, убежден Кравченко, "конкретно для российского ВМФ такие десантные вертолетоносцы не нужны", и в случае выполнения контракта дальнейшее сервисное обслуживание и содержание "Мистралей" стало бы накладным для российского бюджета.

Между тем, председатель совета ПИР-центра, бывший начальник международно-договорного управления Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ генерал-лейтенант Евгений Бужинский не советует рассчитывать на скорое и полное возвращение авансов за "Мистрали".

"Французы будут делать все, чтобы заплатить по минимуму, заплатить как можно позже и к тому же выторговать себе право перепродажи кораблей в любую другую страну", - уверен эксперт.

По его словам, "французы так просто с деньгами не расстанутся", и, прежде всего, попытаются подвести разрыв контракта под "форс-мажор". "Я думаю, что в контракте условия наступления форс-мажорных обстоятельств детально не прописаны, хотя это можно и нужно было сделать. Учитывая, что французы сейчас начали поговаривать о "форс-мажоре", этот пункт в соглашении только упомянут и не конкретизирован", - предположил Бужинский.

В таком случае, по его словам, под "форс-мажор" можно подвести все что угодно. "Поэтому не исключена перспектива разбирательств в европейских судах. И вряд ли европейская Фемида будет благосклонна к российскому Минобороны и российскому государству. Думаю, это будет тянуться долго, нудно", - считает эксперт.

Источник "Интерфакса" в одной из структур, занимающихся вопросами военно-технического сотрудничества, также думает, что решение вопроса о возврате средств может затянуться. По его словам, решение о закупке "Мистралей" носило чисто политический характер, руководство Военно-морского флота и представители судостроительной промышленности были фактически поставлены перед фактом, что такая закупка состоится, и в подготовке контракта принимали опосредованное участие.

"Этот контракт готовился наспех, он не был хорошо проработан с финансовой точки зрения. В нем, в частности, не прописан детально механизм возврата средств, а также штрафные санкции в случае одностороннего разрыва контракта одной из сторон. В итоге сегодня есть много вопросов, на которые нет ответа ни у российской, ни у французской стороны. Прийти к какому-то компромиссному варианту без третейского суда будет крайне сложно. А если дело дойдет до суда, то решение вопроса затянется на месяцы, а то и годы", - сказал собеседник агентства.

Впрочем, в Кремле не относят тему "Мистралей" к числу проблемных вопросов в российско-французских отношениях. Как напомнил журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, этот вопрос поднимался на недавней встрече в Ереване президента РФ Владимира Путина и президента Франции Франсуа Олланда.

При этом представитель Кремля подтвердил, что позиция Москвы по данному вопросу остается неизменной. "Здесь принцип такой - или товар или деньги. Этот принцип собственно и был зафиксирован на упомянутой мною встрече", - сказал Песков.

В свою очередь глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что тема урегулирования ситуации вокруг поставок России "Мистралей" перешла из внешнеполитической в юридическую плоскость.

"Как когда-то сказал наш президент, отвечая на подобные обращения: "Верните деньги, как это записано в контракте", - добавил глава российского дипведомства.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще