Россия / Точка зрения 17 ноября 2011 г. 16:34

Охота на самолеты

Interfax-Russia.ru – Три самолета российской авиакомпании Rolkan задержали в течение месяца на территории Таджикистана и Афганистана.

Казалось бы, как небольшая российская авиакомпания могла способствовать ухудшению отношений между Россией и Таджикистаном? Однако все оказалось возможным, и сейчас об инциденте с арестом летчиков авиакомпании Rolkan Investments Ltd. не говорит только ленивый. Новую волну интереса к компании привлек очередной прецедент с задержанием ее самолета, правда, уже на территории Афганистана. Согласно заявлению "принявшей" самолет стороны, судно выполняло полеты над афганской территорией, не имея на то необходимых разрешений.

Авиационная компания Rolkan Investments Ltd. работала на компанию Supreme и ее подразделение Supreme Food, зарегистрированные в Нидерландах, которые занимались поставками продуктов питания, в том числе по заказу гуманитарных организаций, работающих в Афганистане. 12 марта два самолета Ан-72, принадлежащие компании Rolkan, вынуждено приземлились в одном из аэропортов Таджикистана. У пилотов – россиянина Владимира Садовничего и гражданина Эстонии Алексея Руденко – была устная договоренность с авиационными властями Таджикистана о транзитной посадке и дозапровке. Далее самолеты должны были снова подняться в небо и продолжить путь в Россию. И когда пилоты уже готовились к приземлению, диспетчер отказался принять суда, ссылаясь на отсутствие соответствующего письменного разрешения. Обратного пути у них не было – на возвращение в аэропорт Кабула (Афганистан) не хватило бы топлива, поэтому машины решено было посадить. 12 мая пилотам предъявили обвинения по трем статьям УК Таджикистана: незаконное пересечение границы (ст.335), контрабанда (ст.289) и нарушение правил международных полетов (ст.218), а 8 ноября суд приговорил каждого из них к 8,5 годам заключения. Однако эксперты в корне не согласны с решением суда.

"Доводы таджикской стороны о том, что экипажи не получили разрешения, не выдерживают никакой критики. Никакой самолет не мог бы не то что вылететь из кабульского аэропорта, а просто запустить двигатели без разрешения диспетчеров Таджикистана", – заявил "Интерфаксу" летный директор одной из российских авиакомпаний Павел Гончарук.

По словам генерального прокурора Таджикистана Шерхона Салимзоды, инициатором ареста был Афганистан. Якобы афганская сторона просила Таджикистан арестовать самолеты, а экипаж к ним не допускать. Данным радио "Озоди" (персидская служба "Liberty"), афганская сторона неохотно комментирует задержание самолетов российской авиакомпании в Таджикистане.

Российская сторона назвала арест пилотов "суровым и политически ангажированным", в свою очередь оппоненты заметили, что реакция России "необдуманна". В качестве ответного шага в России 16 ноября задержали по разным данным от сотни до полутора тысяч мигрантов из Таджикистана, 57 человек в итоге выслали на Родину.

В ходе разбирательств выяснилось, что у самолетов Ан-72, которые позже конфисковал таджикский суд, не было документов и летных сертификатов годности. Также они не были зарегистрированы в государственных органах ни одной страны, не имели летного резерва и сертификата оператора. То есть, фактически, компания незаконно эксплуатировала лайнеры, которые еще 12 лет назад выработали свой срок службы.

По данным газеты "Известия", международные авиационные власти еще в 2010 году объявили в розыск самолеты компании Rolkan как запрещенные к эксплуатации. Один из руководителей эмиратской авиакомпании Khatlon FZE Олег Баранов рассказал газете, что у самолетов не было настоящих документов. Все это только усугубляло положение осужденных летчиков.

Генеральный директор авиакомпании Rolkan Сергей Полуянов в свою очередь утверждал, что компанию шантажировали таджикские власти.

"С самого начала после посадки в Курган-Тюбе нам говорили: ребята, никаких проблем, все уладится. Но через некоторое время они нам стали откровенно угрожать – или по-хорошему оставьте нам самолеты, или летчики получат 10 лет тюрьмы", – рассказал "Интерфаксу" собеседник.

С момента ареста воздушных судов компании Rolkan и последовавшего за ними судебного процесса не прошло и месяца, как о компании заговорили вновь. 16 ноября радио "Озоди" сообщило о задержании самолета Ан-72, принадлежащего компании Rolkan, в аэропорту столицы Афганистана.

"Задержание (самолета Ан-72 – ИФ) произошло по приказу министерства транспорта Афганистана. Однако причина та же – у этого самолета также не оказалось соответствующих документов для полета на афганской территории", – процитировало радио слова главы аэропорта в Кабуле Якобулло Расули. Это сообщение проверили в Росавиации и подтвердили, что задержанное судно действительно не числится в реестре гражданских воздушных судов.

"Данного воздушного судна нет в реестре гражданских воздушных судов, оно не относится ни к экспериментальной, ни к государственной авиации России", – пояснили "Интерфаксу" в ведомстве.

В свою очередь генеральный директор компании Сергей Полуянов заявил, что задержанный в Кабуле грузовой самолет Ан-72 с российским экипажем авиакомпании Rolkan не принадлежит.

"Это не наш самолет, наших самолетов там сейчас нет", – сообщил "Интерфаксу" собеседник.

Вскоре выяснилось, что в Кабуле неверно назвали модель машины – на афганском аэродроме задержали Ан-74, а не Ан-72, как сообщали ранее.

"Он, также как и задержанные в Таджикистане самолеты Ан-72, находился в аренде у компании "Аэроспейс", – заявил "Интерфаксу" президент авиакомпании Валерий Пфеффер.

"Этот самолет не арестован. Дело в том, что "Аэроспейс" задолжал $2,5 млн, поэтому самолет не хотели выпускать из аэропорта, когда мы за ним прилетели. Но мы заплатили положенные $40 тыс. и передали весь пакет документов афганским властям. Надеюсь, что в ближайшие дни мы сможем забрать самолет. Летчики находятся на свободе, никто их не арестовывал", - подчеркнул Валерий Пфеффер.

В то же время голландская компания Supreme Foods заявила, что не имеет отношения к задержанному Ан-74. По словам директора по маркетингу и коммуникациям Supreme Group Виктории Фрост, ранее они сотрудничали с компанией-арендатором "Аэроспейс", которая доставляла в Афганистан продукты питания. Но договор с ней они расторгли еще в феврале 2011 года, и все последующее время компания "Аэроспейс" самостоятельно нанимала экипаж для воздушного судна.

17 ноября генеральный прокурор Шерхон Салимзода заявил журналистам, что в ближайшие дни приговор осужденным пилотам авиакомпании Rolkan будет значительно смягчен, и им назначат наказание "ниже нижнего предела", предусмотренное инкриминировавшимися им статьями. Позиция Афганистана не известна до сих пор – власти не выступали с официальными заявлениями ни по поводу ареста двух российских самолетов в Таджикистане, ни по поводу задержания самолета в аэропорту Кабула.

Одной из вероятных причин задержания трех самолетов авиакомпании Rolkon на территории Таджикистана и Афганистана эксперты называют заинтересованность этих государств в российских лайнерах. Ведь, несмотря на то, что Ан-72 и Ан-74 – самолеты с историей, при должном обслуживании и уходе они прослужат своим владельцам еще не один год.

Обозреватель Татьяна Кочеткова