Точка зрения 27 апреля 2016 г. 15:15

Собрать доказательства

Собрать доказательства
© РИА Новости. Рамиль Ситдиков

Interfax-Russia.ru – Прокуратура настаивает на возбуждении уголовного дела по факту гибели в Сирии пилота Су-24. Без этого Москва не сможет требовать от Турции выдачи подозреваемого в убийстве.

Российский бомбардировщик Су-24, принимавший участие в Сирии в операции против запрещенной в России террористической группировки ИГИЛ, был сбит 24 ноября 2015 года ракетой "воздух-воздух", выпущенной турецким истребителем F-16, когда самолет возвращался на авиабазу "Хмеймим".

Самолет упал на сирийскую территорию в 4 км от границы с Турцией. Оба российских летчика успели катапультироваться, но в ходе обстрела с земли командир экипажа подполковник Олег Пешков погиб. Посмертно ему присвоили звание Героя России. Штурмана - капитана Константина Мурахтина - удалось спасти, его наградили орденом Мужества.

Ответственность за гибель российского пилота взял на себя гражданин Турции Альпарслан Челик. В конце декабря 2015 года в интервью турецкой газете Hurriyet он открыто признался в убийстве Пешкова.

Несмотря на признание турецкого боевика, который, как выяснилось из публикации, два последних года воевал в Сирии на стороне незаконного вооруженного формирования, военные дознаватели и прокуратура не нашли оснований для возбуждения уголовного дела по факту убийства Пешкова.

Как выяснил "КоммерсантЪ", участники дознания признали, что разыскать, а тем более задержать и допросить гражданина Турции, воевавшего в тот момент в Сирии, не представлялось возможным.

В итоге дознаватели вынесли так называемое отказное постановление. В нем, по данным источников "Ъ", говорилось, что для возбуждения уголовного дела, например, по ст.317 УК РФ (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего) основания имеются, однако найти организатора и исполнителя этого преступления в зоне боевых действий нереально. Таким образом, в возбуждении уголовного дела было отказано "в связи с невозможностью установления и розыска лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого или подозреваемого".

Материалы дознания изучил надзор, который на сирийской базе Хмеймим представлен участком военной прокуратуры Южного военного округа из шести человек. Также решив, что оснований для уголовного преследования неизвестных убийц российских военных нет, прокуроры не стали направлять собранный материал для возбуждения уголовного дела в военные следственные органы СКР.

Ситуация изменилась, когда в Турции задержали Альпарслана Челика. Правда, вероятного убийцу российского пилота обвиняют на родине лишь в мошенничестве и в сбыте фальшивой валюты. Что касается расстрела Пешкова, то в Анкаре отмечали, что не могут судить Челика, поскольку преступление произошло на территории Сирии.

В ответ замглавы МИД РФ Алексей Мешков назвал заявления Турции более чем странными. "Это более чем странный аргумент, все мы видели тот трагический ролик, на котором Челик прямо признавался, что он принимал участие в убийстве нашего летчика. Мы рассчитываем, что он понесет суровое наказание за содеянное", - заявлял Мешков журналистам.

Недавно в СМИ появилась информация о том, что адвокат Челика Мурат Устюндаг передаст в российскую дипмиссию в Анкаре, а также в МИД РФ показания своего подзащитного. Однако пока, по словам врио пресс-атташе посольства РФ в Анкаре Александра Лешукова, этого еще не произошло. "Мы еще не знаем, в каком формате они собираются передавать нам документы. Пока ничего ни факсом, либо по почте нам не поступало", - сообщил "Интерфаксу" Лешуков.

Со своей стороны официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявляла журналистам, что Москву интересуют "четкие, подробные и окончательные заявления о причастности к убийству российского пилота, о хронологии событий, участниках и деталях случившегося, которые бы базировались на доказательствах".

"Сделать эту нужно как публично (раз он изначально избрал именно публичный способ общения на эту тему), так и в соответствии с турецким законодательством, дав соответствующие показания, которые турецкая сторона официально передала бы России. Его личные публичные заявления и показания правоохранительным органам не должны расходиться, дабы избежать двойных толкований, провокаций и спекуляций", - отмечала Захарова.

Между тем, как пояснял "Интерфаксу" источник, знакомый с ситуацией, Москва пока не может требовать от Турции выдачи Челика, поскольку в России на данном этапе не возбуждено уголовное дело по факту убийства военного летчика в Сирии.

О необходимости возбудить уголовное дело по факту гибели в Сирии летчика Су-24 Олега Пешкова "Интерфаксу" заявил главный военный прокурор РФ Сергей Фридинский.

И, по словам высокопоставленного источника "Коммерсанта" в правоохранительных органах, сейчас в главном следственном управлении СКР рассматривается вопрос о возбуждении уголовного дела о гибели пилота Пешкова и других военнослужащих в Сирии.

Основанием для этого может стать ст.12 УК РФ, позволяющая следственным органам проводить уголовное преследование иностранцев, которые совершили преступление против "интересов России" или граждан РФ за границей.

В рамках возбужденного дела СКР через Генпрокуратуру может направить прокуратуре Турции международное поручение о проведении следственных действий с Челиком, а если его причастность к гибели пилота подтвердится, то попытаться добиться его уголовного преследования за это в Турции.

Если же все эти варианты не сработают, отмечает издание, то Челиком, очевидно, займутся российские спецслужбы. Их агенты, как сообщают турецкие СМИ, давно действуют в этой стране. Кстати, по одной из версий, целью операции по задержанию Челика являлась как раз попытка местных властей спрятать его от внесудебного преследования хотя бы в тюрьме.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще