Interfax-Russia.ru – Международная платежная система Visa с 1 октября отказалась гарантировать качество обслуживания операций по российским пластиковым картам.
После ввода санкций со стороны США и ЕС в отношении отдельных российских банков Visa и MasterCard прекратили обслуживание карт, эмитированных этими банками. Вскоре был принят закон о создании в РФ Национальной системы платежных карт (НСПК), который обязал платежные системы внести в ЦБ обеспечительный взнос, в несколько раз превышающий доходы платежных систем в РФ.
При этом изначально предполагалось, что Visa и MasterCard могут не платить взносы, если полностью до 31 октября 2014 года переведут процессинг в Россию и получат статус национально значимых игроков.
Позднее власти РФ сдвинули сроки уплаты взносов на 31 марта 2015 года, а также внесли поправки в закон, по которым внутрироссийские транзакции должны обрабатываться только подконтрольной ЦБ компанией НСПК, которая будет операционным и платежно-клиринговым центром.
Договор о переводе процессинга на базу Национальной системы платежных карт с MasterCard НСПК заключила в январе. Договор с Visa на тот момент находился лишь в стадии обсуждения для подготовки к подписанию, однако уже к концу месяца международная платежная система официально призвала банки-партнеры начинать передачу процессинга по своим картам НСПК. Сам договор Банк России, международная платежная система Visa и Национальная система платежных карт подписали 18 февраля.
Вместе с тем до 1 апреля – даты, когда по российскому законодательству международные платежные системы должны были перевести процессинг по российским операциям в НСПК, - Visa, в отличие от MasterCard, не успела решить вопрос с подключением к Национальной системе платежных карт. К 27 марта сертификацию по платежной системе Visa прошли лишь 20 банков из приблизительно 100.
И, как сообщал глава НСПК Владимир Комлев журналистам, полностью завершить процессинг внутрироссийских транзакций на платформу Национальной системы платежных карт планировалось в течение 1-2 месяцев. "Были определенные моменты во взаимодействии и обмене технологическими документами, которые привели к тому, что ситуация такова, какая она есть. Это абсолютно рабочая ситуация, и Visa продолжает работать. Некоторые процессы заняли больше времени у Visa, чем у MasterCard", - пояснял глава НСПК.
Со своей стороны в ЦБ РФ рекомендовали международной платежной системе Visa не позднее 30 апреля начать формирование обеспечительного взноса. При этом ЦБ обещал вернуть платежным системам обеспечительный взнос после перевода операций в НСПК.
Между тем, как выяснил "Коммерсантъ", перевод Visa на процессинг Национальной системы платежных карт планировалось завершить лишь в III квартале 2015 года. Причем, схема перевода Visa на процессинг НСПК оказалась сложной: авторизацию (выдачу разрешения на проведение операции по той или иной карте) будет проводить Visa, а клиринг (осуществление расчетов между задействованными в карточной операции участниками) - НСПК.
Тем не менее, 27 мая международная платежная система Visa отчиталась о том, что завершила перевод процессинга всех внутрироссийских транзакций в Национальную систему платежных карт и через несколько дней обратилась в ЦБ РФ с просьбой вернуть обеспечительный взнос. Это подтвердила и зампред ЦБ РФ Ольга Скоробогатова.
Однако в конце июля выяснилось, что Visa не завершила перевод в НСПК обработки всех транзакций по картам российских банков внутри страны. "Сейчас транзакции Visa или их часть идут не напрямую через НСПК, а через серверы, которые находятся за рубежом", - сообщал агентству "Интерфакс-АФИ" источник, близкий к одному из банков, находящихся под санкциями.
По словам собеседника агентства, из-за неполного перевода операций по Visa в НСПК банки, находящиеся под санкциями США, испытывают определенные трудности. Например, карты СМП банка братьев Аркадия и Бориса Ротенбергов не принимают к оплате в части розничных точек.
Со своей стороны и финансовый директор Visa Васант Прабу признал, что, действительно, хотя обработка транзакций в РФ передана в НСПК, Visa продолжает контролировать отношения "эмитент-клиент".
Только по процессингу НСПК банки должны были заработать с 1 октября. Но, по информации "Коммерсанта", полная миграция еще не завершена, что фактически подтверждает направленное банкам письмо Visa.
Как рассказали изданию участники рынка, в письме Visa предупредила членов системы об изменениях в порядке обслуживания карт. "Visa сообщила, что с 1 октября, если авторизационные запросы (получение одобрения от системы на проведение операции) по локальным операциям (внутри России) будут поступать в Visa, она не гарантирует их обработку", - говорит один из собеседников "Ъ".
Т.е. Visa фактически снимает с себя ответственность за отказ обрабатывать операции, за которые ей пришлось бы повторно внести страховой депозит в ЦБ. Visa подтвердила направление такого письма всем банкам.
В НСПК и Visa говорят, что речь идет только о небольшом количестве операций. "Все банки - прямые участники отправляют внутрироссийские авторизационные запросы и осуществляют обмен клиринговыми сообщениями по картам Visa через НСПК, - заявили там. - Но иногда, в силу ошибок процессинговых систем банков, бывают единичные случаи направления запросов в Visa. Именно поэтому банкам было направлено уведомление о необходимости дополнительного контроля и устранения подобных ошибок".
По оценкам участников рынка, на полное завершение миграции в НСПК необходимо не меньше месяца. В отведенные Visa три рабочих дня сентября завершить этот процесс едва ли возможно. В какой срок схема будет полностью спрямлена, и успеют ли это сделать до 1 октября, в НСПК не раскрывают.
"Это внутренний технологический процесс НСПК, который реализуется согласно утвержденной "дорожной карте" и никак не влияет на эквайринг операций", - пояснили там.
При этом и в НСПК, и участники рынка уверены, что новый подход Visa не приведет к сбоям по картам этой системы. Отказ Visa от гарантий по обработке таких операций "никак не отразится на возможности совершения операций держателями карт", подчеркивают в НСПК.
"Если бы система сомневалась в готовности НСПК и банков обходиться без нее, то не стала бы пускать их в свободное плавание, направив такое уведомление", - отмечает источник "Ъ", знакомый с ситуацией. Впрочем, считает собеседник издания, если к системе будет идти какое-то значимое количество запросов, Visa, скорее всего, обсудит эту ситуацию с регуляторами, и они вместе выработают план действий.
По мнению исполнительного директора ассоциации "Национального платежного совета" Марии Михайловой, если Visa, несмотря на свои первоначальные колебания, пошла на сотрудничество с НСПК, было бы логично довести начатое до конца: "Для Visa важна ее репутация и отношения с банками, поэтому на отказ от обработки операций, даже если они придут к ней ошибочно, система вряд ли пойдет".
К тому же, считает член комитета Госдумы по финансовому рынку Борис Кашин, рядовых россиян это вряд ли коснется. "На самом деле это проблема скорее техническая. Ощутимых проблем с кредитными картами у россиян возникнуть не должно", - уверен парламентарий.
По его мнению, нагнетать обстановку в данном случае не стоит - уже через несколько недель ситуация "утрясется".
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook