Interfax-Russia.ru – Клиенты туроператора "Эль-Вояж", столкнувшегося с финансовыми трудностями, вернулись на родину. Глава компании винит в неудаче сайты, продающие купоны на скидки.
В очередной раз финансовые неприятности туроператора испортили отдых россиян. События развивались по уже знакомой схеме: из-за невозможности перевести отелям и авиакомпаниям необходимую сумму фирма "Эль-Вояж" приостановила свою деятельность. Узнав о несостоятельности туроператора, сотрудники гостиниц стали требовать у туристов повторной оплаты проживания, а в случае отказа выставляли их на улицу. Пострадали и те, кто еще не успел отправиться в отпуск – их поездку, скорее всего, придется отменить, а вместо отдыха под пальмой их ждет обращение в страховую компанию, работавшую с туроператором, или суд.
Тем не менее, глава "Эл-Вояж" Андрей Огнев убежден, что проблемы еще можно уладить: по данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), фирма ведет переговоры с несколькими банками о возможности предоставления кредитов, "хотя обнадеживающей информации на этот счет нет".
Первое сообщение о трудностях, с которыми столкнулось около 200 клиентов "Эль-Вояж", отдыхавших в Хургаде (Египет), поступило вечером 30 августа.
"Отели начали "выкидывать" туристов на улицу, дело доходит до драк, потому что туроператор не оплатил проживание своих клиентов. Кроме того, у них не оплачены обратные билеты", – рассказала порталу "Интерфакс-Туризм" пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина.
Также она рекомендовала клиентам "Эль-Вояж", которые могли себе это позволить, вторично оплатить проживание в отеле и не забыть документ об оплате. Вернувшись домой, турист должен обратиться в страховую компанию с просьбой о возмещении ущерба. Известно, что туроператор сотрудничал со страховой компанией "Альфа Страхование" и застраховал свою деятельность на 30 млн рублей.
В свою очередь, Ростуризм направил письмо в Минтуризма Египта с просьбой разобраться с возникшей проблемой и повлиять на работников отелей. В свою очередь, АТОР начал переговоры с туроператорами, которые могли помочь вернуть россиян на родину.
"Турами компании не смогут воспользоваться около 250 человек: 91 турист, не вылетевший 30 августа, 84 туриста, чей вылет запланирован на 6 сентября, и около 40 туристов с вылетами 13 и 20 сентября", – говорится в сообщении, размещенном на сайте АТОР.
Как пояснил владелец туроператора Андрей Огнев, рейсы компания заказывала у авиаброкера Russia charter center. Причем расчеты велись не по стандартной схеме. Обычно турфирма вносит депозит на обратные рейсы, однако "Эль-Вояж" этого не делала и платила по факту. Из-за этого туристы, благополучно добравшиеся до египетского курорта, не смогли вернуться обратно, поскольку их обратные билеты просто не были оплачены.
"Вчера (29 августа - ИФ) вечером по инициативе туроператора принимающая сторона объявила туристам, что их вылет переносится на 3 сентября, при этом не сообщив, кто будет оплачивать их пребывание в стране. Сегодня ситуация еще более обострилась, поскольку принимающая сторона сообщила о задолженности "Эль-Вояжа" и о том, что задолженность оператора будет взыскана с туристов", – сообщает АТОР.
Спустя сутки ситуацию удалось урегулировать: по договоренности Ростуризма со страховой компанией "Альфа Страхование", был оплачен самолет авиакомпании Red Wings, с которым сотрудничает компании Tez Tour. И утром 31 августа клиенты туроператора высадились в московском аэропорту "Внуково".
Как пояснил Interfax-Russia.ru сотрудник туроператора "Эль-Вояж", на данный момент компания приостановила деятельность, но не объявляла себя банкротом.
"Те, кто не успел отправиться в поездку и остался в России с путевками на руках, не смогут вылететь в пункт назначения, поскольку полетная программа закрыта. Им также нужно обратиться с заявлением о возмещении убытков к страховой компании", – рассказал собеседник Interfax-Russia.ru.
По данным Ростуризма, из-за трудностей туроператора из России не смогли вылететь 217 человек.
Между тем, генеральный директор "Эль-Вояж" Андрей Огнев рассказал, что проблемы начались из-за долгов партнеров туроператора, которые вовремя не перевели деньги на счет компании. Туроператор сотрудничал с несколькими известными сайтами, продающими купоны на скидки. И, несмотря на то, что партнеры компании активно продавали туры, они не смогли вовремя перечислить средства (около 3 млн рублей) на счет туроператора.
Не так давно похожая ситуация произошла с многопрофильным туроператором "Идеальный мир", который также сотрудничал с сайтами скидок, но в апреле 2012 года исчез с рынка вместе с деньгами клиентов.
Как пояснили в Роспотребнадзоре, клиенты "Эль-Вояж", пострадавшие из-за финансовых неприятностей туроператора, для возмещения ущерба могут обратиться в суд. Туристы с неиспользованными путевками могут расторгнуть договор и потребовать назад свои деньги. Кроме того, выплата денежной компенсации по договору страхования не лишит туриста права требовать возмещения упущенной выгоды и морального вреда (причиной может стать, например, официальное заявление туроператора о финансовой несостоятельности).
"Потребитель вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика либо по месту заключения договора. При обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав при цене иска менее 1 млн руб.", – говорится в сообщении ведомства.
Возникшие вопросы также можно задать, позвонив по телефону "горячей линии" Роспотребнадзора: 8-800-100-00-04.
По оценке Российского союза туриндустрии (РСТ), имеющихся у туроператора фингарантий должно хватить на полное возмещение ущерба клиентам.
"Если учесть, что около 300 человек должны были в ближайшее время улететь на отдых в Египет по линии туроператора, и что средняя стоимость тура составляет $1 тыс., то фингарантий должно хватить. В принципе их хватит, даже если стоимость тура составляет $2 тыс.", – рассказала порталу "Интерфакс-Туризм" пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина, заметив, что точную сумму назовут только после подсчета всех заявлений от пострадавших туристов.
Недавно английские психологи выяснили, что идеальный отдых зависит от нескольких факторов, в том числе от стоимости поездки, ее продолжительности и возможности расслабиться. По их подсчетам, идеальным станет трехдневный уикенд в месте, расположенном в пределах четырех часов езды от дома. И, судя по неугасающей популярности турецких и египетских курортов, английские психологи близки к истине.
И хотя отдых клиентов "Эль-Вояж" трудно назвать удачным, эксперты убеждены, что меньше всего в этой ситуации повезло тем, кого неприятности туроператора застали непосредственно на отдыхе. Страхового покрытия должно хватить на компенсацию всем пострадавшим, однако гораздо сложнее будет вернуть доверие россиян туристической отрасли, которая из-за ряда резонансных историй теряет все больше клиентов.
Обозреватель Татьяна Кочеткова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".