Interfax-Russia.ru - Ряды российских безработных в ближайшее время могут пополнить сотрудники крупнейшего отечественного производителя легковых автомобилей "АвтоВАЗ".
В правительстве Самарской области 28 июля прошло совещание руководителей ОАО "АтоВАЗ", региональных властей и поставщиков предприятия, где обсуждались антикризисные меры, принимаемые на заводе. После совещания сразу несколько источников, присутствовавших на заседании, сообщили "Интерфаксу", что руководство автозавода не исключает возможность увольнения 27 тыс. 691 сотрудника. С учетом того, что на данный момент численность персонала "АвтоВАЗа" составляет около 110 тыс. человек, то речь идет о четверти сотрудников.
Пресс-служба автопроизводителя в свою очередь поспешила опровергнуть информацию о планируемых увольнениях. "Данная информация не соответствует действительности", - говорится в официальном сообщении предприятия. Наоборот, согласно сообщению пресс-службы, на совещании с участием главы региона "была подтверждена приверженность руководства "АвтоВАЗа" сохранить в нынешних условиях трудовой коллектив".
Впрочем, уже сейчас о стабильной ситуации на "АвтоВАЗе" речи не идет. В августе автопроизводитель останавливает конвейер. Основной причиной внепланового простоя называется необходимость сокращения запасов автомобилей, скопившихся на складах (на начало июля на складах завода пылилось 80 тыс. автомобилей), а также пополнение оборотных средств.
1 сентября работа конвейера будет возобновлена, однако работать он будет в неполном режиме: с сентября по февраль предприятие планирует перейти на сокращенную вдвое рабочую неделю. И если во время простоя конвейера работникам предприятия будет выплачиваться хотя бы две трети зарплаты, то сокращение рабочей недели приведет к двукратному сокращению заработной платы работников завода.
Сложившаяся на предприятии ситуация категорически не устраивает профсоюзы. В конце минувшей недели независимый профсоюз ОАО "АвтоВАЗ" "Единство" уже подал заявку на проведения 6 августа митинга протеста против сокращения зарплат на предприятии и августовского простоя производства.
Заявлено, что в митинге будут участвовать 500 человек, причем не только сотрудники "АвтоВАЗа". "Мы планируем, что на улицу выйдут жители города, которые пострадают от решения руководства "АвтоВАЗа" остановить в августе конвейер и сократить в дальнейшем рабочие часы", - сообщил агентству "Интерфакс-Поволжье" руководитель независимого профсоюза Петр Золотарев. Он отметил, что среди участников акции протеста будут представители смежных с автозаводом предприятий, среднего и малого бизнеса.
Кроме того, профсоюз ОАО "АвтоВАЗ" направил обращения мэру Тольятти Анатолию Пушкову и губернатору Самарской области Владимиру Артякову с просьбой рассмотреть возможность занятости сотрудников предприятия на общественных работах с момента сокращения рабочей недели на заводе. В обращении, в частности, упоминается, что у 20% работников уровень начисленной зарплаты станет ниже уровня прожиточного минимума.
Планы автоконцерна уволить четверть сотрудников пока, по заверению Золотарева, не приведут к более жестким протестным действиям. Однако об ужесточении своих требований к руководству "АвтоВАЗа" на запланированном митинге независимый профсоюз уже задумался.
"Эти намерения руководства "АвтоВАЗа", безусловно, повлияют на наши требования, которые на предстоящем 6 августа митинге прозвучат значительно жестче, чем ранее планировалось, - сообщил Золотарев "Интерфаксу". - Наша акция протеста пройдет в форме митинга. О забастовке речь не идет, поскольку для ее проведения нужна подготовка. Но в любом случае во время митинга предприятие работать не будет".
По его мнению, если руководство "АвтоВАЗа" не прислушается к требованиям профсоюза не сокращать заработную плату и численность работников, то нельзя исключать, что к октябрю социально-экономическая ситуация в Тольятти будет сравнима с событиями в Пикалево.
В свою очередь Самарская федерация профсоюзов намерена обратиться за помощью к приволжскому полпреду. "Мы будем просить, чтобы оперативная группа при полпреде занялась этим вопросом (изучением ситуации на "АвтоВАЗе" - ИФ). Пусть они приедут, посмотрят на ситуацию сами, посмотрят бумаги, встретятся с менеджментом завода, с народом, с профсоюзами", - рассказал агентству "Интерфакс-Поволжье" председатель Самарской федерации профсоюзов Евгений Егоров.
Он выразил надежду, что представители полпредства смогут дать объективную картину происходящего на "АвтоВАЗе". Хотя Егоров отметил, что пока не располагает никакой информацией о возможных увольнениях на предприятии, он уверен, что "народ этого просто не выдержит". "АвтоВАЗ - это самая на сегодняшний момент взрывоопасная точка российской промышленности", - считает председатель Самарской федерации профсоюзов.
О риске резкого обострения обстановки в Тольятти заявил "Интерфаксу" и ответственный секретарь Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Александр Шершуков. По его словам, чтобы хотя бы частично избежать этого руководство "АвтоВАЗа" обязано заблаговременно предупредить увольняемых и выплатить им пособия в полном объеме.
Кроме того, по мнению представителя ФНПР, обязанность руководства "АвтоВАЗа" не ограничивается уведомлениями и выплатами. "Работодатели и профсоюзы должны сесть за стол переговоров и обсудить перспективы того, что последует после увольнения. Надо занять работой увольняемых людей. Думаю, что ни руководству "АвтоВАЗа", ни городским властям не понравится ситуация, при которой в Тольятти резко обострится криминогенная ситуация из-за роста безработицы", - заявил Шершуков. Как в свою очередь ранее заявил агентству "Интерфакс-Поволжье" советник мэра Тольятти Алексей Миронов, в ближайшее время глава города также планирует обсудить вопрос занятости сотрудников АвтоВАЗа с руководством предприятия. Если завод не сможет заключить договор с центром занятости, мэрия будет искать возможность трудоустройства сотрудников завода на общественных работах.
Свою тревогу по поводу сложившейся в регионе ситуации с занятостью в ходе совещания с руководством "АвтоВАЗа" выразил и губернатор Самарской области Владимир Артяков. "Я расцениваю ситуацию с занятостью в городе как крайне неудовлетворительную. В августе на "АвтоВАЗе" объявлены каникулы, с сентября планируется ввести сокращенную рабочую неделю. Это конечно непопулярные, но необходимые меры, и вероятно нам придется столкнуться с ситуацией высвобождения работников, в том числе и со смежных предприятий", - отметил губернатор.
По его словам, руководству "АвтоВАЗа" и департаменту занятости населения дано поручение в течение 10 дней подготовить программу по снижению напряженности на рынке труда Тольятти.
По мнению ответственного секретаря ФНПР Шершукова, ответы на вопросы о причинах сложной ситуации стоит искать не только в последствиях глобального экономического кризиса, но и в работе топ-менеджеров "АвтоВАЗа".
Такой точки зрения придерживается и президент компании экспертного консультирования "Неокон" Михаил Хазин. По его словам, главный вопрос, который необходимо задать - кто понесет ответственность за эти увольнения, как государство намерено компенсировать свои потери?
"У проблем АвтоВАЗа много причин. Есть экономические: в условиях кризиса производство автомобилей может быть рентабельным только в случае, если оно не ниже некоторых минимальных масштабов, которые сегодня не достигаются. Достичь их можно только в случае выхода на внешние рынки, но для этого необходимо выпускать очень дешевые (примерно, 4-5 тыс. евро) машины хорошего качества. Но для этого нужно резко снизить издержки и повысить качество менеджмента, который пока не в состоянии даже исполнить собственные антикризисные программы, даже в базовых цифрах", - заявил Interfax-Russia.ru Хазин.
По его мнению, если не разработать новую антикризисную программу с четкой и внятной ответственностью нового менеджмента, дальше ситуация все будет ухудшаться, вплоть до банкротства и закрытия завода.
"Я вижу ситуацию так: необходимо объявить конкурс на антикризисную программу и дать завод в управление тому, кто этот конкурс выиграет, - пояснил свою точку зрения эксперт. - Программа должна быть разбита на этапы, и поддержка на следующий этап может быть только после выполнения предыдущего. Причем эта программа должна включать анализ развития мировой экономической ситуации, анализ спроса в Европе и Азии, перспективы развития как минимум на 5-8 лет вперед".
Аналогичного мнения придерживается и руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН, член правления Института современного развития Евгений Гонтмахер. "АвтоВАЗ должен быть передан настоящему институциональному инвестору, который на этом месте сделает и то, что будет выгодно самому инвестору, и то, что поможет стране - конкурентное производство", - пояснил Interfax-Russia.ru Гонтмахер.
Мелкие вливания, убежден собеседник Interfax-Russia.ru, не поставят завод на ноги. "Единственный выход - выставить предприятие на аукцион, продать его за "рубль", причем со всеми долгами и обязательствами не перепрофилировать производство, - считает руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН. - С приходом нового инвестора он должен поставить свой менеджмент, провести аудит и вывести предприятие на новый уровень".
На данный момент "АвтоВАЗ", считает собеседник Interfax-Russia.ru, это символ советской экономики, в которой мы продолжаем жить. Необходима трансформация завода в соответствии с требованиями экономики современного типа. Нужны решительные действия на фоне продуманной социальной политики, и только тогда в результате изменений можно будет получить конкурентоспособное предприятие.
Теоретически, соглашается президент компании экспертного консультирования "Неокон" Хазин, у "АвтоВАЗа" есть серьезные конкурентные преимущества на мировом рынке - выпуск дешевых машин европейского качества, однако реализовать их возможно только при очень качественном менеджменте и адекватной господдержке, причем конкретной и эффективной.
Обозреватель Анастасия Николаева