Interfax-Russia.ru – Участниц Pussy Riot Марию Алехину и Надежду Толоконникову освободили из колоний по амнистии. Они собираются заняться проблемой исправительных учреждений.
Осужденные на 2 года за скандальный панк-молебен в храме Христа Спасителя участницы панк-группы Pussy Riot Мария Алехина и Надежда Толоконникова попали под амнистию, объявленную на минувшей неделе Госдумой в связи с 20-летием российской Конституции.
Алехина вышла из колонии N2 в Нижнем Новгороде, где она отбывала наказание, утром 23 декабря. Ее адвокат узнал об освобождении своей подзащитной в тот же день - ему не сообщили, что случилось, но сказали, что требуется его личное присутствие. "Я получил приглашение прибыть в колонию в 06:14. Мне не сказали о цели визита, мне сказали, что нужно срочно прибыть", - рассказал агентству "Интерфакс-Поволжье" адвокат Алехиной Петр Заикин.
По его словам, из колонии девушку, одетую в тюремный бушлат, привезли на Московский вокзал в Нижнем Новгороде.
"Сотрудники ФСИН по плану своих действий должны были довезти ее до транспортного узла, чтобы она имела возможность беспрепятственно покинуть Нижний Новгород. В данном случае было оказано предпочтение тому, чтобы ее привезли к Московскому вокзалу", - отметил он.
Но в Москву Алехина не уехала. Прямо с вокзала амнистированная участница Pussy Riot отправилась на встречу с нижегородскими правозащитниками.
В частности, как сообщил агентству "Интерфакс-Поволжье" председатель правозащитной организации Игорь Каляпин, Алехина провела встречу с юристом правозащитной организации по поводу ее жалоб, написанных в колонии.
Со своей стороны председатель нижегородской Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Александр Листков сообщил агентству "Интерфакс-Поволжье", что Алехина намерена встретиться с членами ОНК. "Мария хотела встретиться с членами ОНК, которые несколько раз посещали ее в колонии (ИК-2 в Нижнем Новгороде - ИФ) по поводу ее жалобы на оплату и условия труда", - сказал Листков.
Он отметил, что, вероятнее всего, встреча состоится во второй половине дня 23 декабря, так как "в данный момент эти члены ОНК инспектируют воинскую часть".
В свою очередь Заикин уточнил, что встреча с правозащитниками "оказалась очень продуктивной и действительно была востребована". "Думаю, что сотрудничество между Марией Владимировной и нижегородскими правозащитниками будет в ходе этой встречи налажено в большей степени, чем это было до этого", - сказал адвокат Алехиной.
Отвечая на вопрос, заинтересована ли Алехина в правозащитной деятельности в Нижнем Новгороде, адвокат сказал: "В том числе".
Заикин также сообщил, что Алехина ждет информацию о том, что происходит с другой осужденной участницей панк-группы Pussy Riot Надеждой Толоконниковой.
Сама амнистированная участница панк-группы сообщила журналистам, что планирует направиться из Нижнего Новгорода в Красноярский край, где должны освободить Толоконникову.
Алехина рассчитывает, что они вместе объединятся в правозащитной деятельности. Она хотела бы заниматься проблемой закрытых учреждений - колоний, тюрем, психиатрических учреждений. "Ситуация с нижегородской колонией будет оставаться у меня на контроле. Женщины, которые сказали свое слово о нарушении их трудовых прав, должны быть услышаны", - подчеркнула Алехина.
По ее словам, отношение администрации нижегородской колонии к ней "было максимально законным".
"В отличие от других (заключенных - ИФ). Их права нарушаются систематически. Никакой ответственности за эти нарушения администрация не чувствует. Поэтому этот вопрос для меня остается очень важным. Мне не безразлична судьба этих женщин (осужденных в колонии - ИФ). Многие из них обычные люди", - добавила Алехина.
Говоря о том, планирует ли она вести правозащитную деятельность в колонии в Березниках (где она также отбывала наказание), амнистированная участница панк-группы отметила, что там "гораздо хуже обстоят дела с общественно-наблюдательной комиссией".
"Если здесь (в Нижнем Новгороде - ИФ) представители ОНК заинтересованы в своей деятельности, то там (в Березниках - ИФ) намного хуже. Чтобы действовать, мне нужно найти какие-то механизмы. В Нижнем Новгороде у меня хорошее взаимодействие с "Комитетом против пыток", - сказала Алехина.
Что касается деятельности Pussy Riot, то, по словам Алехиной, "группа, конечно, существует". "Для этого (продолжения деятельности группы - ИФ) мы должны встретиться и решить вопрос", - добавила она.
При этом амнистированная участница Pussy Riot отметила, что не жалеет о проведении скандального панк-молебна в Храме Христа Спасителя. "Мы бы допели песню до конца. Ее нужно слушать целиком, не один куплет", - заявила Алехина.
Отвечая на вопрос о своих первых ощущениях на свободе, девушка отметила, что пока не может ощутить полностью "разницу между колонией и волей". По ее словам, она готова была находиться в колонии до конца срока заключения. "Если бы амнистия не носила приказного характера, я не вышла бы из колонии до конца срока", - пояснила Алехина.
Другая участница Pussy Riot Надежда Толоконникова покинула территорию больницы УФСИН в Красноярске во второй половине дня 23 декабря.
"У меня рабочее настроение после выхода из заключения. С моим выходом только все начинается, поскольку грань между свободой и несвободой очень узкая в России, в авторитарном государстве. Освобождение - это груз ответственности, который ложится на меня, в том числе перед теми, кто остался за забором, здесь и в Мордовии", - заявила журналистам в Красноярске освобожденная по амнистии.
По ее словам, заключенным необходима поддержка. "Я должна оказать эту помощь. Я буду прилагать все усилия, чтобы помогать заключенным. Теперь я связана с уголовно-исправительной системой кровными узами, и я не отступлюсь. Я постараюсь сделать, чтобы она стала чуточку лучше", - сказала Толоконникова.
Она заявила, что планирует встретиться с Алехиной для обсуждения правозащитного проекта. "Это проект правозащитной организации по помощи заключенным в России. Планирую, что мы будем вместе работать и использовать тот опыт, который мы определили за эти почти два года. Я не считаю это время потерянным для себя. Я обрела уникальный опыт. Поэтому заниматься конкретной правозащитной деятельностью будет гораздо проще, чем раньше", - заявила Толоконникова.
При этом она отрицательно ответила на вопрос о том, боится ли чего-нибудь.
"Я ничего не боюсь. Я не знаю, чем можно испугать человека, который отсидел два года", - сказала участница Pussy Riot.
Толоконникова также готова к диалогу с представителями Русской православной церкви.
"Если они (представители РПЦ - ИФ) обратятся ко мне, я побеседую с ними. У меня нет никаких обид", - ответила Толоконникова журналистам на вопрос о том, как она поступит, если с ней захотят побеседовать представители РПЦ.
О своей готовности к диалогу с Церковью, заявила и Мария Алехина в интервью радиостанции "Эхо Москвы". "Если те или иные представители РПЦ выскажут желание встретиться с нами, то я не намерена им отказывать", - добавила Алехина.
В свою очередь, в Московском патриархате надеются, что участницы Pussy Riot, которые были освобождены по амнистии, встали на путь исправления.
"Да, каждый имеет право на общественное высказывание, на честное участие в дискуссии, в конкуренции идей. Но когда происходят политические манипуляции и опасные провокации, это уже вещь недопустимая", - заявил порталу "Интерфакс-Религия" глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.
По его словам, если участницы панк-группы захотят какого-то диалога, он и его коллеги "всегда к нему открыты".
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"