Поволжье / Точка зрения 27 апреля 2017 г. 16:12

Фонд в помощь

Interfax-Russia.ru – Специальный фонд для вкладчиков обанкротившихся банков, которые не смогут получить деньги за счет распродажи их активов, планируют создать власти Татарстана.

Фонд в помощь
© РИА Новости. Максим Богодвид

О мерах, принимаемых властями республики для преодоления негативной ситуации в банковской сфере, глава Татарстана Рустам Минниханов рассказал президенту РФ Владимиру Путину.

Глава Татарстана напомнил, что проблема, связанная с банками, появилась в этом году. "Несколько наших банков обанкротились, и есть вкладчики, которые действительно потеряли деньги и волнуются", - сказал Минниханов.

При этом он отметил, что "люди, которые виновны, задержаны, правоохранительные органы работают, рассматриваем все сделки".

Он также пообещал создать специальный фонд помощи вкладчикам, которым не хватит денег после продажи активов Татфондбанка и других лопнувших банков Татарстана. "Конечно, нам придется найти механизм: мы планируем создать специальный фонд, который окажет поддержку той категории вкладчиков, которые не смогут получить (средства - ИФ) за счет распродажи", - сказал глава республики.

Минниханов сообщил, что уже создана правительственная комиссия, республиканские власти активно работают с Агентством по страхованию вкладов (АСВ) и с Центробанком, "формируется кредиторская масса".

Вопрос, связанный с созданием фонда помощи вкладчикам татарстанских банков, поднимается уже не первый раз. Практически сразу после того, как ЦБ лишил лицензии Татфондбанк и еще два региональных банка, отчаявшиеся вкладчики потребовали от республиканских властей создать специальный фонд для удовлетворения требований кредиторов, в том числе за счет бюджета Татарстана и компаний с госучастием. "Санация банка нам не нужна, нам нужно возместить свои деньги", - заявляла активистка Александра Юманова.

Однако власти Татарстана исключили возможность помощи вкладчикам за счет средств госкомпаний республики. Ильдар Халиков, занимавший тогда пост премьер-министра Татарстана, подчеркнул, что вопросы, связанные с Татфондбанком, будут решаться исключительно правовыми методами.

Президент Татарстана также обращал внимание на необходимость грамотно реализовать имеющиеся у банка активы для выплат клиентам-физлицам. Кроме того, по словам Минниханова, прорабатывается юридическая возможность помощи вкладчикам банка, средства которых были переведены в доверительное управление.

Помимо этого республиканские власти собирались обратиться в ЦБ РФ с просьбой применить механизм урегулирования обязательств Татфондбанка и его партнера - Интехбанка, перед физическими лицами, чей объем вкладов превышает объем страховой компенсации. Такой механизм предполагает передачу обязательств перед физическими лицами в другой банк вместе с активами банка, у которого была отозвана лицензия.

Подобную схему урегулирования обязательств банков с отозванной лицензией ЦБ опробовал в 2015 году на Пробизнесбанке и Нота-банке, передав часть их активов и обязательств другим банкам (под обязательствами подразумеваются только вклады физлиц). Таким образом, бывшие вкладчики этих банков возобновили доступ к средствам на счете в банке-приобретателе.

Однако в случае с Татфондбанком Банк России не увидел такой возможности. "Во-первых, сделать это после отзыва лицензии невозможно. Во-вторых, это едва ли было возможно, практически невозможно, потому что для этого надо было найти достаточный объем стандартных, прозрачных кредитов, которые бы согласились взять на свой баланс вместе с обязательствами кто-то из банков", - пояснял первый зампред ЦБ Дмитрий Тулин.

По его словам, ничего принципиально полезного для кредиторов Татфондбанка эта схема урегулирования обязательств не несет по сравнению с обычной процедурой банкротства. "Если сделать допущение, что банк, который принимает на себя эти активы, будет работать по реализации, возврату стоимости этих активов так же хорошо - примерно с той же степенью профессионализма, тщательности, добросовестности, как и конкурсный управляющий в лице АСВ - то результат будет одинаков", - добавил первый зампред ЦБ.

Вместе с тем он указал, что эта схема могла ускорить возврат средств вкладчикам.

В свою очередь власти Татарстана заявили о намерении принять активное участие в работе комитета кредиторов Татфондбанка через компании с госучастием, которые планируют войти в состав комитета.

Как пояснял премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков, объем средств, которые получат вкладчики в ходе конкурсного производства в Татфондбанке, зависит от Центрального банка, АСВ и кредиторов. Поэтому, по его словам, республиканские власти приняли решение через существующих кредиторов "входить и занимать активную позицию в комитете кредиторов для того, чтобы этот объем конкурсной массы никуда не пропал, и он был реализован по более высокой цене".

Халиков подчеркнул, что "главное для вкладчиков - это возврат денег". "Поэтому наша основная задача - это помощь, это возврат денег. Нам необходимо, чтобы ничего из активов банка не пропало, нам необходимо, чтобы они были реализованы по максимальной цене", - отметил премьер-министр Татарстана.

Между тем клиенты, пострадавшие в результате отзыва лицензий у Татфонбанка и его партнера Интехбанка, уже создали собственный фонд помощи.

Как сообщил соучредитель структуры Булат Бакеев, фонд создан в форме благотворительной организации по инициативе четырех физических лиц - клиентов Татфондбанка.

"Основной целью фонда является создание механизма помощи клиентам указанных банков со стороны заинтересованных организаций и физических лиц. Банковский кризис создал излишнюю социальную напряженность в обществе, ухудшил условия ведения бизнеса, спровоцировал нервозность в предпринимательской среде. На наш взгляд, есть организации, которые готовы оказать финансовую помощь в решении указанных проблем, и мы считаем, что необходим прозрачный, безупречный с юридической точки зрения механизм для оказания такой помощи", - сообщил Бакеев.

По его словам, в первую очередь предполагается оказание помощи предприятиям малого и среднего бизнеса, средства которых не подпали под страхование, в связи с чем многие оказались без оборотного капитала, а также остро нуждающимся, малоимущим, религиозным и некоммерческим организациям.

"Сейчас мы будем налаживать контакт с различными предприятиями, банковскими организациями, частными лицами, чтобы постараться совместно минимизировать потери бизнеса, вызванные данным кризисом, и мы уверены, что наши действия найдут поддержку с их стороны", - сказал Бакеев.

Вместе с тем он отмечал, что расчеты объема необходимых средств пока не произведены, хотя и "есть определенные прикидки".

"Мы собираемся активно участвовать в процессе формирования пула реестров кредиторов, чтобы активно влиять на принятие решений по формированию конкурсной массы банков для расчета с кредиторами, по возможности войти в состав комитета кредиторов", - сказал соучредитель фонда.

Он считает, что идеальным был бы вариант выкупа фондом прав требований банков в результате процедуры банкротства по номиналу с последующей их перепродажей по более высокой цене. Таким образом, фонд мог бы выступить как единый кредитор для максимального удовлетворения требований пострадавших. Вместе с тем он признал маловероятным такой вариант.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook