Interfax-Russia.ru – Новый логотип Ижевска представили на форуме живых городов. Правда, сами жители города его пока не оценили.
21 мая в Ижевске начал работу первый Форум живых городов, который проходит при содействии совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и при поддержке городских властей. В нем принимают участие команды городов из более чем 20 регионов страны, а также ведущие эксперты России, Нидерландов, Германии, Великобритании, Франции и Канады.
Глава Ижевска Александр Ушаков, открывая мероприятие, отметил, что ожидает от форума "интересных встреч, работы, обсуждений, и уверен, что появятся какие-то идеи, которые помогут не только развитию города Ижевска, это расставит некие приоритеты для других городов".
Закономерно, что именно это мероприятие было выбрано для презентации нового логотипа города. Вопрос о его создании был поднят в феврале главой городской администрации Денисом Агашиным. Поучаствовать в разработке бренда Ижевска, "базовых элементов фирменного стиля, которые бы отражали особенности города и формировали его образ", пригласили студию Артемия Лебедева.
Впрочем, у Ижевска к тому времени уже был логотип, созданный дизайнером Маратом Амареем, который активно использовался в оформлении материалов для городских праздников, а также рекламы и сувенирной продукции. При этом в горадминистрации решили, что необходим новый. "Работа Амарея нравится, но логотип не работает так, как нам нужно", - пояснили там.
Поэтому перед командой разработчиков была поставлена задача - сохранить знак Амарея, обыграв его как "Ж", добавив название города. Именно на базе первого логотипа был создан новый, который, по мнению его авторов, можно будет легко использовать и адаптировать под конкретные задачи.
Таким образом, в основе знака сохранили символ Удмуртии - солярный оберег (символ солнца). Помимо этого в логотипе обыграли автомат Калашникова, "спрятав" в букве "К" знаменитый рожок. Используемый в логотипе шрифт напоминает трафаретный и символизирует заводские традиции города. Для туристических и иностранных проектов создана версия с латинской текстовой частью.
Несколько различных символов в новом логотипе города говорят о многообразии города, заявил, представляя логотип, арт-директор "Студии Артемия Лебедева" Эркен Кагаров. При этом, по его словам, логотип может быть разного цвета, что также может говорить о том, что город меняется.
"Логотип выполнен в разных цветах, это говорит о многообразии нашего города, это говорит о том, что мы - Ижевск и Удмуртия – единое целое. Я абсолютно уверен, что мнения будут разные, но я думаю, что вслед за этим появятся какие-то еще идеи и предложения", - отметил глава Ижевска Александр Ушаков.
Со своей стороны глава администрации города Денис Агашин, оценивая логотип, высказал мнение, что он "неплохой, очень лаконично, четко отражает сущность города" и выразил надежду, что логотип горожанам понравится, даже если они будут критиковать его поначалу.
Местная газета "Известия Удмуртской Республики" уже организовала опрос, в котором предложила жителям Ижевска поделиться своим мнением по поводу нового логотипа города. Пока участие в опросе приняли лишь около двух десятков человек, большая часть которых уже заявила об отрицательном отношении к новому логотипу. Да и на городском форуме сторонников у него оказалось немного.
К настоящему моменту логотипами обзавелись уже ряд российских городов. Первым из них стала Пермь, "фирменный знак" для которой также разрабатывала студия Артемия Лебедева. Затем свой логотип от тех же авторов обрел Ярославль. Его знак символизирует "Медвежий Угол, рядом с которым был заложен город", стрелка - слияние двух рек, первая буква в названии города и личное местоимение "я" - русская Я-стрелка в английской версии логотипа читается как Y.
Свой фирменный логотип от студии Артемия Лебедева есть и у Калужской области. По мнению авторов, логотип "обыгрывает аббревиатуру Калужской области (КО) и комфортный деловой климат (ОК), не лишаясь при этом графической привлекательности, современности и уникальности".
Еще одним регионом, решившим разработать свой логотип, стал Ненецкий автономный округ. Концепция нового бренда от агентства Notamedia вылилась в формулировку "Ненецкий автономный округ - североевропейская кладовая России".
Логотипом Омской области в рамках работы по созданию бренда региона стал доработанный вариант с медвежьей лапой, а логотипом Адыгеи (http://adigasite.com/archives/637) - стилизованное изображение трех гор и зеленого луга с надписью "Республика Адыгея".
В свою очередь студия Deza разработала новый стиль города Магнитогорск. Вместо стереотипа "Магнитогорск – город металлургов" авторы решили "продвигать" город как место встречи Европы и Азии.
Выкса (Нижегородская область) стала "городом железной розы", а логотип Нижнего Новгорода напоминает стилистику логотипов Олимпийских игр последнего десятилетия.
Кстати, Нижегородская область стала одним из двух регионов, представленных в "Азбуке городов" более, чем одним городом. Вторым регионом стал Пермский край. В "Азбуку городских брендов" - проект, придуманный командой CityBranding, который призван систематизировать опыт создания логотипов территорий – вошли Пермь, Добрянка и Чердынь.
Свой логотип в ближайшее время получит и Казань. В апреле было решено, что город нуждается в бренде, слогане и логотипе, чтобы приобрести большую узнаваемость среди туристов. Соглашение о разработке проекта уже заключено - создавать имидж Казани будет Британская высшая школа дизайна. Первые наработки в данном направлении обещают показать уже в июне.
По большому счету, логотип представляет собой лишь одну из составляющих бренда – его внешнюю атрибутику. Это важная часть бренда города, но не обязательная. Вместе с тем, как обращает внимание руководитель CityBranding Василий Дубейковский, около 80% информации воспринимается зрительно.
Поэтому, считает он, логотип позволит донести идею бренда города до максимально широкой аудитории: "Картинка считывается быстрее текста, да к тому же и запоминается лучше".
Кроме того, отмечает Дубейковский, сам факт появления логотипа города создаст дополнительный интерес к проекту брендинг. К тому же логотип бренда поможет городу защитить и коммерциализировать свой бренд. Главное помнить, что логотип - это всего лишь визуализация бренда, не являющаяся его сущностью.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"