Interfax-Russia.ru – Психологи МЧС оказали помощь участникам траурных мероприятий, посвященных годовщине крушения Boeing 737 в Казани.
Год назад в международном аэропорту "Казань" произошла трагедия, унесшая жизни 50 человек. Первыми к ликвидации последствий страшной авиационной катастрофы, произошедшей воскресным вечером 17 ноября 2013 года, приступили пожарные и спасательные подразделения.
Практически сразу после неожиданно раздавшегося взрыва на взлетной полосе на место авиакатастрофы выехало по тревоге дежурное подразделение пожарной охраны службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) аэропорта "Казань".
Зарево пожара поднималось вверх над землей на высоту пятиэтажного дома. В радиусе нескольких сот метров горели разбросанные по земле остатки самолета. Чтобы подобраться к воронке, пожарные спецчасти аэропорта подали пенные стволы. В это время к ним уже подъехали их товарищи еще на четырех машинах СПАСОП, а со всех близлежащих пожарных частей на полном ходу с ревом сирен неслись пожарные автомобили, вслед за которыми устремились машины скорой медицинской помощи.
"К моменту приезда основных сил наши коллеги из спецчасти аэропорта потушили все незначительные очаги возгорания. А вот на месте падения самолета образовалась воронка, напоминавшая страшный котел, подогреваемый изнутри шестью тоннами керосина. Адская печь без особых усилий пожирала надежные магниевые сплавы", - вспоминает начальник службы пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ центра управления в кризисных ситуациях регионального управления МЧС Руслан Салимуллин.
Помощь подоспела с находящейся неподалеку пожарной части Казанского жиркомбината. После подъезда еще двух автоцистерн закачка пены в пасть огненного котла увеличилась, но ее все еще не хватало. Затем к очагу пожара добрались первые две машины из города, потом еще две, следом подъезжали автоцистерны из районного центра Лаишево и учебного центра республиканского ФПС.
Огонь стал терять силу и постепенно захлебывался в обильной пене. Усилиями почти сотни человек и 15 единиц пожарной техники удалось ликвидировать открытое возгорание через 40 минут после падения самолета.
"Основное горение было внутри воронки. Нам нужно было перекрыть доступ кислорода в очаг пожара. Для этого мы накрывали "пенной шапкой" всю площадь воронки. Едва успевали перевести дух, как сильный ветер буквально сдувал все наши усилия. Получая спасительный кислород, пламя вновь разгоралось. Только когда "пенную шапку" удалось дорастить высотой до метра, все было кончено. Эта борьба продолжалась до 5 часов утра", - рассказывает Салимуллин.
Лишь после этого основная группировка сил и средств приступила к поиску фрагментов человеческих тел и расчистке территории. К ликвидации последствий чрезвычайной ситуации привлекли пожарных, спасателей и психологов регионального управления МЧС, а также прибывших им на помощь специалистов МЧС России, в том числе из отряда "Центроспас", Центра "Лидер", 179-го Спасательного центра, филиалов Приволжского регионального поисково-спасательного отряда МЧС России и Центра экстренной психологической помощи МЧС России.
В одной связке с МЧС свою тяжелую, как в моральном, так и в физическом плане работу выполняли военнослужащие министерства обороны России, МВД, Минздрава и всех структур, входящих в территориальную подсистему Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - всего 1 тыс. 600 человек и 600 единиц техники.
При этом именно психологам приходилось встречать и утешать убитых горем родственников разбившихся на земле пассажиров и членов экипажа воздушного судна.
"Телефонный звонок из ЦУКСа прозвенел в воскресенье вечером. Неужели опять учения? Ответ диспетчера на мой вопрос шокировал. Вопросов больше не было. Через полтора часа из Зеленодольска я уже очутилась в казанском аэропорту. Нас разделили на группы: аэропорт, оперативный штаб, телефон "Горячей линии", республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы. Потом добавились вокзалы, где мы встречали родственников, и гостиницы, где они были размещены", - рассказывает психолог 8 отряда ФПС по Татарстану Ирина Белова, признанная в 2014 году лучшим психологом республиканского управления МЧС.
По ее словам, огромную помощь психологам оказали коллеги из Центра экстренной психологической помощи МЧС России и его Приволжского филиала. Вместе им удалось быстро найти общий язык и распределиться по объектам со специалистами-психологами республиканской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (министерства здравоохранения и министерства труда, занятости и социальной защиты Татарстана). И уже с утра 18 ноября по ситуации с Boeing 737 работало 57 специалистов-психологов.
"Наша работа называется оказание экстренной психологической помощи и информационно-психологической поддержки родственникам и близким граждан, погибших при крушении самолета. Но были случаи, когда говорить ничего не нужно было. Люди молчали, а по щекам текли слезы. Они хотели, чтобы кто-то из нас просто посидел рядом. Видимо, таким образом бремя невосполнимой утраты становилось чуточку легче. Это помогало им собраться с силами и принимать участие в скорбных мероприятиях", - отметила Белова.
За время ликвидации последствий авиакатастрофы в казанском аэропорту специалисты психологической службы МЧС России оказали индивидуальную психологическую помощь 35 гражданам. Еще в трех случаях была оказана групповая психологическая помощь 29 гражданам. Кроме того, 231 человек получил информационно-психологическую поддержку.
Специалисты МЧС также участвовали в психологическом сопровождении родственников и близких погибших во время траурных мероприятий в казанском аэропорту на месте крушения самолета. Дежурили психологи и в республиканском бюро судмедэкспертизы для психологического сопровождения родственников при проведении мероприятий по выдаче тел погибших.
Дежурили психологи ГУ МЧС России по Татарстану и 17 ноября около второго терминала международного аэропорта "Казань", где прошли памятные мероприятия, посвященные годовщине авиакатастрофы. В этот день им, как и год назад, снова пришлось принимать на себя удар человеческих переживаний.
Почтить память погибших собрались более 100 человек, чьи родные и близкие не вернулись из того рокового рейса. Цветы к мемориалу, где на черном граните выбиты имена и фамилии жертв авиационной катастрофы, возложили премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков, начальник регионального управления МЧС Рафис Хабибуллин и другие официальные лица.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"