Москва / Точка зрения 12 марта 2015 г. 16:05

Продолжение следует

Interfax-Russia.ru – Европарламент призвал к международному расследованию убийства Бориса Немцова. Между тем, предполагаемый киллер, по данным общественников, заявил о своей невиновности.

Официально не отказались

Спустя несколько дней после ареста обвиняемый по делу об убийстве Бориса Немцова заявил о своей невиновности в интервью "Московскому комсомольцу".

"Все время кричали: "Ты убил Немцова?" Я отвечал, что нет. Так вот я думал, в Москву привезут, и я тут скажу на суде всю правду. Что я не виновен. Но судья даже слова мне не дал", - приводит слова Заура Дадаева издание.

Вместе с тем, он рассказал, что в тюрьме с ним обращаются нормально, то же самое сказали и Шагид и Анзор Губашевы, также подозреваемые по делу.

Напомним, что Анзору Губашеву и Зауру Дадаеву 8 марта суд предъявил обвинение в убийстве (ч.2 ст.105 УК РФ) и незаконном хранении оружия (ч.2 ст.222 УК РФ).

Как заявлял "Интерфаксу" источник в правоохранительных органах, согласно данным экспертиз, именно Заур Дадаев мог стрелять в Бориса Немцова. "Однако на 100% это можно будет утверждать, когда будет найдено орудие убийства", - сказал собеседник агентства.

Накануне в "Лефортово", где содержат обвиняемых, побывали несколько членов Общественной наблюдательной комиссии (ОНК). "Все трое отрицают свою вину", - сообщил глава комиссии по безопасности Общественной палаты РФ Антон Цветков "Интерфаксу" после посещения в СИЗО арестованных.

При этом официального отказа от своих первых показаний Заур Дадаев не давал, рассказал "Интерфаксу" источник, знакомый с ситуацией. "У правоохранительных органов нет официальных документов, подтверждающих, что Дадаев отказался от первоначальных показаний", - сказал он.

Вместе с тем, члены ОНК проверили информацию об избиении арестованных в тюрьме.

"Сегодня мы с применением видеозаписи провели расширенную комиссионную проверку, в которой участвовали четверо членов ОНК и начальник медсанчасти СИЗО. Были опрошены Заур Дадаев, Анзор и Шагит Губашевы и проверены их медицинские документы", - сказал Антон Цветков.

По его словам, следов насилия не было обнаружено."Свои синяки и ссадины Анзор Губашев объясняет моментом задержания. Он отрицает применение к нему мер физического воздействия после задержания. Также медиками не обнаружено у него каких-либо травм, причиненных, по утверждению его брата Шагита, бейсбольной битой", - сказал глава комиссии.

О физическом воздействии якобы сообщил Шагит Губашев, "однако никаких телесных повреждений у него не обнаружено ни нами, ни медиками".

"Заур Дадаев утверждает, что его пытали, в том числе, электротоком, но осмотр частей тела, на которые он указал, не выявил следов воздействия электричества либо ожогов", - сообщил Антон Цветков.

Адвокат Заура Дадаева уже обжаловал его арест до 28 апреля. Также обжаловали арест своих подопечных адвокаты Анзора Губашева, Хамзата Бахаева, Тамерлана Эскерханова. Жалобы на арест Шагита Губашева пока не поступало, сообщили в суде.

Европа ждет результатов

В Европе, тем временем, настаивают на международном расследовании преступления. Так 12 марта Европарламент принял резолюцию "Об убийстве лидера российской оппозиции Бориса Немцова и состоянии демократии в России".

Согласно ей, гибель политика названа "самым громким политическим убийством в новейшей истории России". Резолюции требует "независимого международного расследования" этого преступления.

По мнению европейских парламентариев, "инструменты, имеющиеся в распоряжении ОБСЕ, Совета Европы и ООН, помогут обеспечить беспристрастное и справедливое расследование".

Роль погибшего Бориса Немцова в жизни РФ Европарламент оценил высоко. месте с тем, в заявлении прозвучала критика в адрес властей, не пустивших на похороны Немцова некоторых представителей ЕС.

В резолюции Европарламента также отмечается, что с 1998 года в России имели место несколько политически мотивированных убийств и подозрительных смертей, обстоятельства которых до конца не расследованы.

"Совершенное недавно убийство напоминает нам и о судьбе многих других. Это Наталья Эстемирова, Анна Политковская, Станислав Маркелов, Анастасия Бабурова, Сергей Магнитский, Александр Литвиненко. Это журналисты, юристы, сотрудники разведки, правозащитники. Между ними было мало общего до тех пор, пока они не стали жертвами тех, кто считает так называемых "врагов государства" своими законными "мишенями", - заявила глава европейской дипломатии Федерика Могерини.

Между тем, в Совете Федерации не видят необходимости проводить международное расследование по делу Бориса Немцова.

"Я бы согласился с коллегами из Европарламента и поддержал бы международное расследование убийства Бориса Немцова, если бы оно не мешало тому расследованию, которое ведут российские правоохранительные органы и которое уже приносит свои ощутимые плоды, это стоит признать всем", - сказал "Интерфаксу" замглавы комитета по конституционному законодательству Константин Добрынин.

По его мнению, эти плоды многим не нравятся, в том числе, полагает сенатор, и вероятным заказчикам убийства. "И это тоже очевидно. Мне представляется, что федеральные силовики смогли сделать очень важный шаг к раскрытию природы, настоящих мотивов и сути этого преступления", - сказал представитель комитета.

Он заявил, что международное расследование может быть проведено "только при необходимости, которой сейчас нет, и только если такое расследование принесет пользу или же, как минимум, будет соответствовать принципу "не навреди".

Константин Добрынин считает, что в расследовании этого убийства важна корректная правовая фиксация результатов. "Для этой фиксации важно процессуальное мастерство и политическая воля, а иностранное вмешательство сейчас может создать неправильный контекст мешающий этому", - резюмировал он.

Обозреватель Евгения Артемова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"