Точка зрения 19 июля 2023 г. 12:53

Авто под санкциями

Авто под санкциями
© РИА Новости. Илья Наймушин

Interfax-Russia.ru — Япония может ограничить экспорт в Россию автомобилей с объемом двигателя более 1,9 литров, а также гибридов и электромобилей. Альтернативой могут стать российские и китайские авто.

Токио в рамках очередного пакета санкций может запретить поставлять в Россию новые и подержанные автомобили с объемом двигателя более 1,9 литров, а также гибриды и электромобили.

"Ожидается, что кабинет министров пересмотрит постановление о контроле за экспортной торговлей в июле, а изменения могут вступить в силу уже в начале августа", — сообщает газета Yomiuri.

В марте 2022 года японские власти уже запретили экспорт в Россию автомобилей класса "люкс" (дороже ¥6 млн, что эквивалентно €44,1 тыс.).

По данным японской таможни, приведенным в газете "Коммерсант", за январь-май 2023 года в РФ было экспортировано 91,7 тыс. автомобилей на ¥110 млрд (€713,1 млн), практически все они — подержанные.

"Существенная доля этого объема — почти 24,1 тыс. машин, или 26,3%, — приходилась на подержанные автомобили с двигателем от 1 л до 1,5 л. Еще 18,4 тыс., или 18,1%, — с двигателем от 1,5 л до 3 л. Наибольшая доля (24,6 тыс. штук, или 26,9%) приходилась на поставки по таможенному коду, относящемуся к не подключаемым гибридам — машинам, оборудованным двигателями внутреннего сгорания с искровым зажиганием и электродвигателями в качестве приводных", — отмечает издание.

Как пояснил газете аналитик из SBS Consulting Дмитрий Бабанский, речь идет о гибридах предыдущих поколений, популярных на Дальнем Востоке и в Сибири. По его мнению, востребованность у населения таких машин и электромобилей связана с их ценой, стоимостью эксплуатации и интересом жителей ДФО к трендам, которые уже обрели популярность в Японии. В случае введения ограничений на их поставки покупатели могут переориентироваться на автомобили с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) или машины из Китая.

С Бабанским соглашается и эксперт "Автостата" Сергей Удалов. По его словам, в общем импорте в РФ новых и б/у автомобилей машины с двигателем свыше 2 л занимают соответственно около 16% и 30%. Как полагает специалист, в случае запрета на поставку гибридов и электрокаров в РФ из Японии рынки регионов Дальнего Востока просто переориентируются на автомобили с ДВС объемом до 1,9 л или же перейдут на бренды из Китая, как это уже сейчас происходит в других российских регионах.

В свою очередь общественник, руководитель рабочей группы ОНФ "Защита прав автомобилистов" Петр Шкуматов считает, что японские автомобили с объемом двигателя более 1,9 литров, гибриды и электрокары вряд ли окончательно пропадут с российского рынка даже после запрета на их экспорт — скорее всего, завозить их будут через третьи страны, что в конечном счете приведет к подорожанию таких машин. При этом цены на японских аукционах, по его мнению, наоборот, могут снизиться, поскольку основным покупателем подержанных "праворулек" была именно Россия. Отчасти это сгладит рост цен. В то же время, как заметил эксперт, большинство бензиновых и дизельных авто, поставляемых в настоящее время в Россию, как раз не подпадает под пороговое значение рабочего объема в 1,9 л.

"В последние годы было интересно везти из Японии или микролитражки — "кей-кары", двигатели которых по определению имеют рабочий объем не более 0,7 л — или микроавтобусы, минивэны. А в этой категории, например, самые ходовые двигатели в последних поколениях — турбированные 1,5-1,6 литра, двухлитровые — уходящая натура", — цитирует газета "Московский комсомолец" другого эксперта — специалиста по подержанным автомобилям Алексея Островского.

По его словам, "даунсайзинг" (уменьшение рабочего объема ДВС за счет турбонаддува) коснулся и японского автопрома, многолитровых машин с атмосферным мотором на рынке осталось крайне немного. К тому же особо мощные и объемные версии японских праворульных машин и так не слишком охотно ввозили в Россию из-за высоких таможенных пошлин.

"В итоге пострадают автомобили марки Subaru с наиболее распространенными рабочими объемами 2,0 и 2,4 л, а также спортивные машины и большие внедорожники. Но их и так в последние годы ввозили крайне мало: при наличии внушительной суммы на покупку большого джипа покупатели обычно выбирали леворульные версии. Их везли из Штатов, ОАЭ и других мест по параллельному импорту", — сказал Островский.

А вот действительно "больно", по его мнению, новый пакет санкций может ударить по электромобилям (ряд моделей в б/у варианте в России стоят около 1 млн рублей и пользуются спросом как в Москве, так и в южных регионах РФ), а также по коммерческой технике — грузовикам-трехтонникам с манипуляторами. Сейчас их отчасти заменяют китайские машины, однако они все же уступают "японцам" в качестве. Российские же аналоги стоят на порядок дороже и тоже не так долговечны.

Петр Шкуматов в свою очередь прогнозирует, что цены на японские автомобили в РФ повысятся на 15-20% уже в сентябре. Это произойдет не только из-за возможных экспортных ограничений в Японии, но и увеличения утилизационного сбора в России.

Вместе с тем, эксперты не исключают, что новые ограничения могут "сыграть на руку" российскому автопрому: сегодня и грузовики, и электромобили выпускаются в РФ. Однако у российских потребителей остается все меньше возможностей обзавестись автомобилем за относительно небольшие деньги.

Как сообщалось, в 2022 году Япония, выражая несогласие со специальной военной операцией России на Украине, ввела санкции в отношении более 600 граждан РФ, включая высших должностных лиц государства. Также ограничения коснулись более 400 российских организаций из разных секторов экономики, в том числе нескольких банков: Альфа-Банка, Сбербанка, Россельхозбанка и Московского кредитного банка.

Вместе с тем, в Токио запретили импорт золота из России и предоставление РФ трастовых, бухгалтерских, аудиторских и консалтинговых услуг. Помимо того, был запрещен ввоз золота из РФ, а также запрещены иностранные инвестиции в РФ. С 12 мая 2022 года они осуществляются только по специальным разрешениям.

Также Япония остановила экспорт в Россию золотых монет, ювелирных изделий и других товаров собственного производства, ввела эмбарго на импорт 38 видов российских товаров, включая пиво, водку, детали двигателей для судов, самолетов и мотоциклов, шпон и сосновую древесину.

В январе 2023 года Япония продолжила вводить санкции против России, запретив экспорт в Россию вакцин, медицинских изделий, радиоактивных материалов, роботов, оборудования для атомных объектов, разведки нефти и природного газа.

Кроме того, Япония внесла в санкционный список еще 22 российских граждан. Среди них первый вице-премьер Андрей Белоусов, вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко, министр юстиции РФ Константин Чуйченко, уполномоченная при президенте РФ по правам ребенка Мария Львова-Белова, замминистра обороны Михаил Мизинцев. Также под санкции попали философ Александр Дугин, внештатный советник врио губернатора Херсонской области Александр Малькевич, генеральный директор ПАО "КамАЗ" Сергей Когогин и другие.

Отдельные санкции были введены в отношении 14 физлиц из Крыма, ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей, включая главу военно-гражданской администрации Каховки Павла Филипчука, замглавы администрации Херсонской области по имущественным, торговым отношениям и промышленной политике Игоря Семенчева, главу компании "МАКО Холдинг" Александра Януковича, возглавляющего "Газ-Альянс" Сергея Курченко. Помимо этого, японские власти заморозили активы трех российских компаний: корпорации "Иркут", машиностроительного завода "Авангард" и ПАО "КамАЗ".

Также власти Японии запретили экспорт в Россию продукции, связанной с аэрокосмической, строительной, металлургической отраслями, а также ряда товаров, имеющих отношение к измерительному оборудованию и связи. Под запрет, в частности, попали строительная техника, изделия из стали и алюминия, бинокли, оптика.

В ответ на действия Японии в Кремле заявили, что Токио занимает "враждебную позицию по отношению к РФ", в связи с чем сотрудничество с этой страной фактически остановлено. Так, в марте 2022 года Москва сообщила о своем выходе из диалога по мирному договору и прекращении работы по налаживанию совместной хозяйственной деятельности на Южных Курилах.

Напомним, что Япония претендует на четыре южных острова Курильской гряды — Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, ссылаясь на Трактат о торговле и границах 1855 года. Позиция Москвы: Южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны, и российский суверенитет над ними сомнению не подлежит. В Токио же продолжают считать, что заключить мирный договор стороны смогут только после решения проблемы так называемых "северных территорий", которые, по мнению Японии, "находятся под оккупацией".

Обозреватель Наталья Пономарева

Теги
Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще