Россия / Точка зрения 5 сентября 2017 г. 16:08

Больше чем банк

Interfax-Russia.ru – Сбербанк планирует выдавать паспорта и водительские права.

Больше чем банк
© РИА Новости. Алексей Куденко

"В этом году мы запустим в нескольких регионах пилоты: банковский сотрудник будет выполнять функции сотрудника многофункционального центра (МФЦ)", - сообщил "Интерфаксу" вице-президент, начальник управления развития малого бизнеса Сбербанка Андрей Шаров.

Он пояснил, что клиенты в Сбербанке смогут зарегистрировать квартиру, получить паспорт, водительские права.

Пилотные проекты в Сбербанке будут действовать в 2018 году, а во всей филиальной сети проект заработает в 2019 году. Начать реализацию проекта планируют с регионов, где есть дефицит МФЦ.

"Где-то в 30% субъектов федерации есть дефицитные точки. Мы начнем с этих регионов", - сказал Андрей Шаров.

Представитель Сбербанка также пояснил, что его ведомство планирует активно взаимодействовать с порталом госуслуг.

"У нас только четверть населения имеет активную запись. Мы будем помогать человеку завести личный кабинет, чтобы он мог пользоваться электронными сервисами", - сказал Андрей Шаров.

Вместе с тем, в пресс-службе Сбербанка не уточнили Interfax-Russia.ru, каким образом будет финансироваться данный проект.

В свою очередь старший научный сотрудник лаборатории структурных исследований Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Михаил Хромов сообщил Interfax-Russia, что, несмотря на дополнительные издержки, нововведение будет выгодно банку.

"Банк в том или иной степени запрашивает или пытается косвенным путем оценить перспективность каждого клиента. А так у него будет готовый профиль человека. С точки зрения контроля личности это очень полезно для банка", - говорит Михаил Хромов.

По его мнению, в настоящее время сложно оценить, какая информация будет доступна банку.

"Пока это просто новость, законопроекта никто не видел. Соответственно, неизвестно, какая информация будет доступна по личности. Если это только выдача паспорта, то банк будет выполнять роль только агента", - считает эксперт.

При этом, по его словам, клиентам не стоит пугаться возможных очередей в филиалах банка.

"Чтобы не растерять потенциальных клиентов, Сбербанку выгодно увеличить пропускную способность своих офисов. Если клиент увидит очереди в банке, то за паспортом он пойдет в МФЦ", - уверен Михаил Хромов.

Между тем, о том, что банки станут предоставлять часть услуг МФЦ, стало известно еще в декабре 2016 года. Тогда этот вопрос, согласно протоколу совещания первого вице-премьера Игоря Шувалова с руководителями министерств, было поручено проработать МВД, Банку России, Сбербанку и ВТБ.

"Мы пытаемся экспериментировать со Сбербанком, будем создавать новые платформы для того, чтобы они были удобными для малого и среднего предпринимательства, но и для крупного предпринимательства тоже. Переходим к осмыслению того, что, может быть, через площадку Сбербанка завести и выполнять определенные государственные услуги", - сказал первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов.

Тогда он признал, что во власти пока еще не все готовы к идее вывода части госуслуг за периметр госорганов.

"Для нас пока это не совсем привычные форматы, особенно для тех, кто связан с контрольно-надзорной деятельностью в правительстве. И для них, когда эти функции будут уходить в электронный вид через электронные площадки, это формат достаточно новый", - отметил Игорь Шувалов.

Ранее глава Сбербанка Герман Греф называл госуслуги среди направлений бизнеса, который Сбербанк хочет включить в создаваемую им экосистему.

"Это те сферы, где мы хотим быть - госуслуги, образование, здравоохранение, путешествия, отдых, бизнес-услуги, строительство, производство - это все то, где мы видим свое место в будущем, куда мы хотим выйти", - сказал глава Сбербанка.

Он считает, что создание экосистемы позволит банку не сокращать штат по мере развития технологий.

"Если мы сделаем успешную трансформацию экосистемы, я думаю, что мы сможем остаться в рамках той численности, которая у нас есть, но части наших сотрудников придется работать в разных сервисах", - сказал тогда Герман Греф.

Еще больше госуслуг

В настоящее время государство активно развивает сферу электронных государственных услуг. 7 сентября правительство России на заседании обсудит законопроект, который даст россиянам возможность оплачивать госпошлины, а также государственные и муниципальные услуги непосредственно через МФЦ.

"Это позволит физическим лицам и организациям оплачивать государственные и муниципальные услуги непосредственно через МФЦ, будет способствовать решению проблем, связанных с территориальной удаленностью кредитных организаций от МФЦ, улучшению администрирования доходов бюджетной системы", - сообщили в пресс-службе кабинета министров.

В повестке заседания также значится законопроект, который исключит необходимость предъявлять органам ЗАГС сканы паспортов и свидетельств о разводе при подаче заявления о регистрации брака через портал госуслуг.

"Содержащиеся в заявлении сведения будут проверяться в момент личной явки для регистрации акта гражданского состояния и предъявления оригиналов документов. Это позволит устранить избыточные действия заявителей при обращении за государственной услугой "Государственная регистрация брака", - пояснили в пресс-службе правительства.

Между тем, в начале августа заместитель министра экономического развития Савва Шипов в интервью "Российской Газете" сообщал, что в 2018 году многофункциональные центры начнут принимать госпошлины и налоговые платежи. В перспективе там же можно будет заменить водительское удостоверение, получить внутренний и заграничный паспорт старого образца, зарегистрироваться для участия на выборах. А главное, в планах министерства отвязать все услуги федеральных ведомств от прописки.

"Минэкономразвития, безусловно, заинтересовано в том, чтобы как можно больше госуслуг и как можно быстрее оказались в МФЦ. Однако ведомства, оказывающие госуслуги, зачастую видят в этом определенные риски, например, в случае с ФНС - риск нарушения налоговой тайны", - сказал Савва Шипов.

По его словам, в том, чтобы количество услуг в МФЦ расширялось, заинтересованы в первую очередь регионы.

"Если услуга по выдаче того же загранпаспорта оказывается через МФЦ, госпошлина расщепляется: половина идет в федеральный бюджет, половина - в региональный. Это означает, что чем больше услуг по тем же паспортам оказывается через МФЦ, тем больше денег поступит в региональный бюджет", - сказал замминистра.

Он считает, что услуги должны оказываться одинаково на всей территории страны независимо от того, где прописан гражданин.

"Минэкономразвития подготовило план по переводу государственных услуг на экстерриториальный принцип, который реализуется в отношении всех государственных услуг, имеющих массовый характер и попавших в перечень приоритетных. Это очень серьезная работа, но мы будем добиваться, чтобы все услуги федеральных ведомств, которые есть в МФЦ, оказывались вне зависимости от того, где и в какой МФЦ человек обратился", - заключил Савва Шипов.

Добавим, что с 1 февраля в число услуг, которые могут оказывать МФЦ, вошла выдача общегражданских паспортов и загранпаспортов (старого формата, без биометрии), а также замена водительских прав.

Обозреватель Олег Пименов

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook