Россия / Точка зрения 21 ноября 2012 г. 17:51

Форменные претензии

Interfax-Russia.ru – Модельер Валентин Юдашкин отвергает свою причастность к армейской форме, которую поставляют в войска, и вновь готов поучаствовать в разработке военной одежды.

Переодеть российскую армию в новую форму Минобороны РФ решило еще в 2007 году, когда министерство возглавил Анатолий Сердюков. А до этого кардинальная смена формы проводилась по распоряжению первого президента РФ Бориса Ельцина в октябре 1992 года.

Разработчики должны были создать образцы всех видов военной формы – парадной, повседневной, полевой, одежды для спецподразделений, а также предназначенной для выполнения специальных работ. И только на создание экспериментальных образцов в 2007 году выделили 100 млн рублей.

Концепцию новой формы разрабатывали с учетом исторических традиций при участии специалистов военно-научного комитета Центрального вещевого управления Минобороны, центральных научно-исследовательских институтов швейной и кожевенной промышленности, научно-производственных лабораторий ряда предприятий текстильной и швейной промышленности, геральдического отдела военного ведомства, а также ведущих дизайнеров одежды, включая Валентина Юдашкина и Игоря Чапурина.

Оценив эскизы, коллегия министерства обороны выбрала цвет, конструкцию и материалы, предложенные Юдашкиным. Им же была изготовлена коллекция экспериментальной военной формы, которую 26 февраля 2008 года одобрил президент Российской Федерации.

Всего было создано более 80 образцов разных предметов одежды. За основу взяли исторические цвета верхней одежды, цветные околыши фуражек, поле погон, и все это творчески переработали.

Теперь рода войск Вооруженных сил вновь стали отличаться по цвету декоративных элементов – околышей фуражек, кантов, просветов на погонах и лампасах. Разработанная форма делилась и по категориям ее владельцев – для высших офицеров (начиная с полковника), для офицеров и прапорщиков, для солдат и матросов.

Так, для высших офицеров предусматривалось ношение черных кожаных плащей и курток, генералы и адмиралы могли заказывать парадные кителя с золотым шитьем на воротнике и обшлагах, адмиралы – белые летние тужурки "с шитьем 5-процентного золочения". Корабельным офицерам и мичманам кроме синих кителей предлагали удобные шерстяные свитера черного цвета. В комплектах для женщин-военнослужащих предусматривалась как повседневная, так и парадная одежда, включая жакеты, платья, блузки, юбки и брюки.

Что касается расходов на новое обмундирование, стоимость полного солдатского комплекта из 35 элементов оценивалась приблизительно в 25 тыс. рублей, генеральского (37 элементов) – около 300 тыс. рублей. Для сравнения, до этого комплект военной формы для солдата стоил 11 тыс. рублей, а для генерала – 104 тыс. рублей. Кроме того, по официальным данным переход Вооруженных сил России на новую форму одежды обошелся казне в 5-5,5 млрд рублей, в то время как некоторые СМИ обнародовали цифру в 25 млрд.

Для изучения эксплуатационных характеристик специально пошили 20 тыс. комплектов перспективной повседневной и полевой формы, которую назвали "цифра". Испытания в основном проходили в подразделениях спецназа.

После полевых испытаний военнослужащие составили свое мнение о форме и многое попросили заменить, убрать или вернуть. В частности, было предложено переместить с плеча на рукава погоны, поскольку за погоны на плече цепляется оружие, вещмешки, рюкзаки, а звезды и знаки, расположенные на погонах, вдавливаются в плечи.

Бойцы спецназа также настояли на дополнительных вставках на сгибах рук и ног, введении в новую форму отверстий для регулирования температуры и влажности. При этом предлагаемая подстежка была убрана в процессе испытаний – в холодное время и непогоду она только мешала движениям и увеличивала вес "цифры".

Кстати, еще на этих испытаниях было подмечено низкое качество одежды, неважное состояние швов и качества ткани, которая не держала тепло. Эти же претензии высказывались и после поступления формы в воинские подразделения: некоторые военнослужащие обращали внимание на дискомфорт при длительном нахождении на воздухе и на низкую теплоизоляцию утеплителя в зимних "цифрах", особенно при выполнении боевых задач в особых условиях Дальнего Севера. Впрочем, большинство (около 70% всех военнослужащих, в том числе офицеров, контрактников и "срочников"), вроде бы, остались довольны качеством материала и его устойчивостью к растяжениям.

Новую форму приняли "на вооружение" в ноябре 2011 года. А уже в декабре около 250 солдат в Кемеровской области заболели различными простудными заболеваниями, и многие связывали это с недостатками зимней формы. Правда, военные такую версию отметали напрочь, утверждая, что обмундирование сшито таким образом, что замерзнуть в нем практически невозможно.

Так, представитель главного военно-медицинского управления полковник медицинской службы Константин Жданов назвал одной из причин высокой заболеваемости военнослужащих простудными заболеваниями частое общение солдат с родственниками и большое количество увольнений в город.

Тем не менее, выяснилось, что при пошиве зимней одежды для военных использовались дешевые утеплители, а не холлофайбер, который рекомендовало НИИ швейной промышленности России. По словам военнослужащих и их родителей, при температуре в минус 20 градусов зимнее обмундирование "не держало тепло и сильно продувалось на открытом воздухе".

В связи с претензиями в Минобороны сформировали специальную комиссию для проверки. Свою проверку начала и Главная военная прокуратура.

"Поверьте, нам абсолютно все равно, кто эту форму разрабатывал и моделировал. Но в том, что люди в ней мерзнут, у меня сомнений нет", – заявлял глава ведомства Сергей Фридинский.

Однако со временем претензий к военной одежде и ее разработчикам меньше не стало. Поэтому с приходом нового министра обороны Сергея Шойгу вновь начались разговоры об отмене формы, разработанной при его предшественнике.

Так, "Известия" сообщили, что до 25 ноября Шойгу должен утвердить эскизы новой формы, в которой российские военные начнут ходить уже летом 2013 года. Как рассказал изданию источник в Генштабе, от "формы Юдашкина" новое обмундирование будет отличаться как по количеству предметов (16 вариантов вместо двух), так и по расположению элементов.

Однако представитель Минобороны по материально-техническому обеспечению Александр Колпаков пояснил "Российской газете", что военная форма, которую показали министру обороны, не является новой разработкой.

"Полностью переделывать форму, я думаю, не станут. А вот чем-то ее дополнить, что-то в ней подправить – вполне", - сказал он.

Вместе с тем на Юдашкина обрушился лидер ЛДПР Владимир Жириновский. По его словам, модельер должен как-то ответить за "холодную и неудобную" форму для военных.

"Сейчас новый министр обороны хочет снова изменить форму. 170 млн рублей потрачено из бюджета, так виноват Юдашкин. Наверное, надо как-то осудить таких наших портных. Не кутюрье, а по-русски – портной", – заявил журналистам лидер ЛДПР.

Между тем компания модельера отвергла свою причастность к тем образцам армейской формы, которые сейчас поставляют в войска. В заявлении руководства компании, имеющемся в распоряжении "Интерфакса", говорится, что эта полевая форма не имеет ничего общего с образцами, разработанными ООО "Валентин Юдашкин" и утвержденными Минобороны и ВГК.

Руководство компании подчеркивает, что после передачи патентных прав Минобороне ООО "Валентин Юдашкин" не может как-то менять форму, так как "данное военное обмундирование не является объектом авторского права".

"Более того, руководство министерства обороны не предоставило нам возможность реализовать свое право на авторский контроль за качеством продукции, поставляемой в Вооруженные силы", – говорится в заявлении.

Со своей стороны сам известный модельер заявил, что Минобороны исказило его идею.

"Официально заявляю, что то, что носят в армии сейчас, не является той формой, которую я и мои сотрудники разработали в 2007 году по заказу Минобороны", – рассказал Юдашкин в интервью газете "Известия".

По его словам, у него есть письма, в которых Минобороны заявляет, что самостоятельно доработало зимнюю и летнюю форму по собственным кодам.

"Мы не можем отвечать за качество или некачество той одежды, которую мы даже не знаем, кто сделал", – подчеркнул он, добавив, что сейчас "шьют непонятно что и непонятно из чего".

Впрочем, подавать на Минобороы в суд кутюрье не намерен.

"На свою армию в суд подавать – это все-таки неправильно и некрасиво", – считает Юдашкин.

Более того, если новый министр предложит вернуться к первоначальному варианту и начать все сначала, модельер готов вновь поучаствовать в создании формы.

"Это моя страна, я потратил годы жизни на разработку формы. Поэтому мы, конечно, готовы помочь разобраться в тонкостях создания военной формы, потому что уже проведены исследования, есть наработки по этой теме, опытные образцы на складах. Это рабочий процесс, который был запущен и который можно использовать на благо армии", – заявил Юдашкин.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".