Точка зрения 7 марта 2013 г. 14:53

Газовый подход

Interfax-Russia.ru – Главу фонда Hermitage Capital подозревают в мошенничестве. По данным полиции, он незаконно скупал акции "Газпрома" и пытался влиять на деятельность компании.

Несколько лет назад эксцентричный бизнесмен и основатель международного фонда Hermitage Capital Уильям Браудер считался одним из самых крупных иностранных портфельных инвесторов в РФ. Его фонд, кстати, созданный для вложений в российские компании, активно защищал акционеров ОАО "Газпром", ОАО "Сбербанк" и пр. Однако смерть юриста Hermitage Capital Сергея Магнитского в СИЗО "Матросская тишина" кардинально изменила ситуацию: бизнесмен стал обвинять РФ в мошенничестве с налогами и развернул целую антироссийскую кампанию за границей, итогом которой, в том числе, стало принятие правительством США нашумевшего "закона Магнитского".

Определенные проблемы были и до этого. Например, в 2006 году бизнесмену буквально закрыли въезд в РФ, отказав в выдаче российской визы. Спустя год МВД заподозрило компанию ООО "Камея" (которая была партнером фонда Hermitage Capital) в неуплате более 1 млрд рублей налогов. А позже было начато еще одно налоговое дело, в котором фигурирует не только Уильям Браудер, но и погибший Сергей Магнитский.

Впрочем, на этом МВД не остановилось, и в марте 2013 года о бизнесмене заговорили вновь. Данных, собранных полицейскими, хватило, чтобы заподозрить главу Hermitage Capital в мошенничестве в особо крупном размере. По мнению полиции, Браудер может быть причастен к незаконной скупке акций ОАО "Газпром". Сумма ущерба составляет около 3 млрд рублей.

"Речь идет о приобретении 131 млн 574 тыс. 722 акций на сумму по внутрироссийской цене, я имею в виду фондовые биржи осуществляли котировку данных акций, 2 млрд 134 млн рублей", – пояснил начальник управления Следственного департамента МВД по расследованию организованной преступной деятельности и коррупции Михаил Александров.

В начале 2000-х в РФ право на покупку акций российского газового монополиста иностранцами было ограничено – инвесторам сначала нужно было получить письменное разрешение федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и правительства РФ на право их приобретения. Однако бизнесмен нашел иной способ.

"Браудер использовал специально разработанную схему, по которой иностранные компании скупали наиболее ликвидные активы от имени якобы российских юридических лиц, зарегистрированных в зонах с льготным режимом налогообложения", – рассказал представитель МВД. В правоохранительных органах не исключают, что Уильяма Браудера могут объявить в международный розыск. Пока же РФ просит Швейцарию, Кипр и еще несколько европейских стран предоставить сведения о движении средств по счетам подконтрольных Браудеру компаний и его личных активах.

"Речь идет не только о личном обогащении в обход действующего законодательства, когда Браудер скупал акции "Газпрома", но и о попытках навязывания своих правил, попытках получить доступ к финансовой отчетности компании", – рассказал он.

По данным МВД, скупая акции компании, Браудер хотел в будущем влиять на ее деятельность. Например, он пытался войти в состав совета директоров "Газпрома" и стремился "навязать определенные правила данному обществу".

"Аппетиты господина Браудера, безусловно, росли по организации влияния на деятельность данной компании. Таким образом, целями Браудера в данном случае, как мы считаем, исходя из анализа материалов дела, которые имеются на текущем этапе в нашем распоряжении, являлось стратегическое проникновение, дальнейшее влияние на газового монополиста РФ", – считает Михаил Александров.

Представитель МВД рассказал, что еще в начале 2000-х годов бизнесмен незаконно получил пакет акций "Газпрома" и буквально засыпал компанию своими требованиями.

Например, он настаивал на внесении изменений в устав "Газпрома" и его ревизионной комиссии. Кроме того, Уильям Браудер предлагал включить свою кандидатуру в совет директоров компании. Причем, переписка активизировалась в преддверии каждого годового собрания акционеров.

"В последующем Браудер предметно ставил такие вопросы, как изменение дивидендной и информационной политики, изменение порядка одобрения сделок советом директоров", – отметил представитель МВД.

Подобные действия среди политиков и бизнесменов считаются чем-то сродни шантажа или рейдерского захвата, хотя они вполне законны. Впрочем, бизнес-тактику Браудера в РФ расценили как преступление и возбудили уголовное дело по ч. 4 ст. 159 (мошенничество в особо крупном размере). По словам представителя МВД, дело не связано с находящимися в суде материалами об уклонении Hermitage Capital от налогов, в рамках которого заочно привлекают главу фонда и погибшего юриста организации Сергея Магнитского.

В Hermitage Capital ситуацию связывают именно с "делом Магнитского", отрицают все претензии МВД и настаивают на законности приобретения акций "Газпрома".

"Все операции по приобретению акций "Газпрома" осуществлялись в строгом соответствии с действующим законодательством. Сама процедура проходила оценку комиссией по ценным бумагам, которая подтвердила ее соответствие закону. Обвинения в том, что это каким-то образом наносило вред компании, - просто абсурдны", – говорится в сообщении пресс-службы Hermitage.

В свою очередь, в МВД подчеркивают, что дело было возбуждено обоснованно, а представители компании "либо что-то путают, либо что-то преднамеренно недоговаривают".

"Чтобы сделка (по покупке ценных бумаг "Газпрома" – ИФ) была совершена в соответствии с законом, необходимо было разрешение правительства РФ на право приобретения акций, которого официально получено не было", – заявили "Интерфаксу" в пресс-центре МВД РФ.

В России в выводах МВД не сомневаются. Более того, руководитель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая убеждена, что действия Браудера затронули экономическую безопасность государства. Она также считает доказательством его давление на компанию и попытку "прямого вмешательства в деятельность "Газпрома".

В свою очередь, секретарь ЦК КПРФ депутат Госдумы Сергей Обухов отметил, что Браудер достаточно известен в России. Не ясно только, почему дело стали расследовать только сейчас, и "почему сегодня не говорится о том, кто из российских чиновников способствовал этому иностранцу в его незаконных действиях"?

Этот вопрос не дает покоя и директору Института политических исследований Сергею Маркову. По его словам, действия российской полиции понятны, ведь иностранного бизнесмена подозревают во вмешательстве в деятельность российской компании-гиганта. Однако, как подчеркнул эксперт, в дело могут вмешаться российские "влиятельные силы", которые знают опального бизнесмена еще с 90-х годов.

"Трудно будет довести дело до конца, поскольку российские соратники Браудера по разворовыванию страны еще в 90-е годы теперь добились того, чтобы по такого рода преступлениям был срок давности. И надо признать, добились слишком многого. Те люди, кто в 90-е годы вместе с Браудером присваивал миллиарды, выступят его союзниками и будут активно сопротивляться ", – заявил "Интерфаксу" эксперт.

По словам политолога, тактика бизнесмена понятна, и сейчас он просто пытается получить некую сумму в качестве "отступного". В свою очередь, государство может либо перетерпеть эту "атаку" и заплатить требуемую сумму, либо защищаться. И, судя по реакции МВД, российская сторона выбрала второй вариант.

Обозреватель Татьяна Кочеткова

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще