Interfax-Russia.ru – Легковые машины получили своеобразную амнистию - срок прохождения ТО, истекающий в 2011 году, переносится на год, а новые машины вообще освободили от техосмотра.
Соответствующее постановление от 24 мая 2011 года подписал премьер РФ Владимир Путин.
В соответствии с документом, "срок прохождения очередного государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним, зарегистрированных в ГИБДД МВД РФ, (…) истекающий в 2011 году, переносится на 12 месяцев, если иное не установлено законодательством Российской Федерации".
Кроме того, постановление предусматривает, что при первичной регистрации в ГИБДД новых автомобилей не старше 1 года их инструментальный техосмотр проводиться не будет. "Проведение технического осмотра указанных автомототранспортных средств и прицепов к ним, с даты выпуска в обращение которых прошло не более 12 месяцев, осуществляется без проверки технического состояния с использованием средств технического диагностирования при их первичной регистрации в ГИБДД МВД РФ", - говорится в постановлении.
Очевидно, годичный тайм-аут понадобился для того, чтобы подготовить новую схему прохождения техосмотра, о необходимости введения которой президент РФ Дмитрий Медведев заявил 29 апреля на встрече с активом "Единой России". Тогда глава государства, отметив, что нынешняя система техосмотра транспортных средств "изжила себя напрочь", потребовал навести порядок в этом вопросе. Причем на встрече Медведев озвучил и два варианта решения вопроса. Один – кардинальный – отменить техосмотр вообще, второй – "сделать его беспроблемным для граждан", изъяв ТО из компетенции МВД.
На следующий день президент дал поручение до 1 июля подготовить предложения о существенном упрощении процедуры технического осмотра транспортных средств или о полной его отмене. Ответственными за выполнение были назначены первый вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов и глава МВД России Рашид Нургалиев.
Буквально через три дня Шувалов пообещал, что до 13 мая правительство определится по варианту законопроекта, который будет принят в Госдуме. По его словам, сейчас в ходе совещаний в правительстве идет поиск правильного баланса между двумя направлениями.
Первое из них, пояснил Шувалов, - "необременительная, спокойная, без каких-либо вымогательств и нервных стрессов для наших граждан процедура прохождения технического осмотра". Второе – "обеспечение надлежащего технического состояния транспортных средств для того, чтобы не ухудшать безопасность граждан, а, наоборот, год от года и технически, в том числе, способствовать обеспечению должной безопасности на дорогах".
Первый вице-премьер отмечал, что в правительстве анализируют возможность "действительно отменить процедуру техосмотра и возложить подтверждение нормального технического состояния транспортного средства на центры техобслуживания, начиная с возраста автомобиля от трех лет". При этом, пояснил он, предполагается "до трех лет вообще не выдавать талон о прохождении техосмотра для автомобилей, которые только что произведены и продаются торговыми организациями".
Вслед за этим и Госдума извлекла на свет из долгого ящика изрядно запылившийся с июля 2010 года законопроект, предусматривающий передачу функций техосмотра автомобилей из ГИБДД в частные организации. Поначалу депутаты рассчитывали, что на рассмотрение во втором чтении законопроект будет вынесен 17 мая, затем сроки рассмотрения перенесли на 20 мая.
"Законопроект мы рассмотрим во втором чтении в пятницу, 20 мая. До 1 июня передадим его в Совет Федерации. Рассчитываем, что к 12 июня его подпишет президент", - рассказывал глава думского комитета по транспорту Сергей Шишкарев.
Однако и 20 мая ожидаемое событие не состоялось. Накануне совет Думы перенес рассмотрение законопроекта о техосмотре на неопределенный срок. Дата будет определена позже, сообщил журналистам спикер Госдумы Борис Грызлов. "Есть инициативы президента, мы их слышали. Мы просто обязаны их учесть. Мы посмотрим законопроект, торопиться не надо, так как есть огромное количество водителей, у которых есть огромное количество автомобилей", - сказал Грызлов.
К тому времени глава государства заявил о готовности законопроекта о передаче проведения гостехосмотра автомобилей частным компаниям с 1 января 2012 года. "Есть предложение, вполне разумное: отказаться от милицейского техосмотра и совместить этот техосмотр с заключением договора о страховании автогражданской ответственности, когда это будет делаться просто в сервисах", - заявил Медведев на пресс-конференции 18 мая.
По его словам, автовладельцы в процессе эксплуатации машины так или иначе обращаются в сервисы. Поэтому предлагается к заключению договора ОСАГО добавлять талон техосмотра, который будет "совсем необременительным образом" фиксировать техническое состояние автомобиля, сказал президент.
"Новые автомобили вообще не надо осматривать. Три года после покупки – можно точно дать льготный срок. От трех до семи лет – можно осматривать машину раз в два года, а после семи лет, поскольку это старое транспортное средство, нужно делать один раз в год", - считает президент.
Он пообещал, что соответствующий законопроект правительство внесет в Государственную Думу в ближайшие день-два, а уже с будущего года будет запущен новый порядок.
Между тем, лидер движения автомобилистов "Свободный выбор" Вячеслав Лысаков неоднозначно оценил нынешнюю версию законопроекта. "В законопроекте есть как плюсы, так и минусы. Конечно, это удобно и принятие такого законопроекта будет шагом вперед по сравнению с действующей системой техосмотра. Однако я бы разрешил выдачу талонов техосмотра и, соответственно, проведение гарантированного ремонта не только официальным дилерам, но и не авторизированным техцентрам, как это сделано во всем мире", - заявил он "Интерфаксу".
Вместе с тем, Лысаков предложил учесть в законопроекте о техосмотре интересы автолюбителей, проживающих в отдаленных районах и небольших населенных пунктах. "Жители провинции, а также небольших деревень и райцентров не смогут попадать на эти официальные сервисы, ведь для этого многим из них придется преодолевать расстояние порой в тысячу километров, чтобы добраться до областного центра. Поэтому надо сделать передвижные пункты техосмотра для тех, кто не имеет возможности, в том числе материальной, приезжать к официальным дилерам в региональную столицу", - пояснил он.
Лидер движения автомобилистов призвал не торопиться с принятием нового закона. "Любую систему лучше усовершенствовать не на ходу, а все-таки принять сбалансированный вариант в результате всенародного обсуждения, поэтому я бы отложил рассмотрение этого законопроекта на год, и за этот период провел бы общественные слушания и выслушал бы различные мнения граждан и учел бы предложения", - заявил Лысаков.
Тем временем своеобразное общественное обсуждение нового законопроекта уже идет в блоге президента. Комментируя его слова о том, что "нынешняя система техосмотра транспортных средств изжила себя напрочь", граждане выражают согласие с главой государства. Однако, при этом многие отмечают, что "совсем отменять ТО неправильно" и предлагают свои варианты упрощения процедуры.
К примеру, блоггер из Нижегородской области предлагает выдавать талон техосмотра на основе данных сервисной книжки автомобиля. По его мнению, такой подход будет дисциплинировать водителей по части обслуживания своей машины в сертифицированных сервисах в зависимости от пробега и графика; автосервисы будут заинтересованы в получении сертификатов для получения прибыли от услуги технического обслуживания; а страховые компании будут просто проверять сервисные книжки на наличие в них технического обслуживания и смотреть пробег на машине. В результате, считает участник дискуссии, "и сервисы, и страховые компании, и водители будут довольны, и при этом решается вопрос профилактики безопасности дорожного движения".
В свою очередь блоггер из Ленинградской области предлагает ввести техосмотр для дорог и дорожных служб. "Дополнительно, на каждом километровом столбе каждой дороги, заставить разместить информацию с адресами, номерами телефонов, фамилиями и фотографиями ответственных за эту дорогу лиц. Чтобы каждый участник дорожного движения знал, кому он обязан за качество того, по чему он передвигается. Ввести штрафы за отсутствие разметки, за плохо читаемые знаки, за неработающие светофоры, за трещины и ямы в дорожном покрытии, за открытые канализационные люки, за грязь, лед, сугробы, за неправильно спроектированный водоотвод с дорожного полотна и т.п.", - пишет он.
Появились и благодарные записи по поводу амнистии на ТО. "У меня на авто вышла из строя противоугонная система, ГТО в сентябре. Деньги, которые требовались на прохождение данной ненужной процедуры, включая взятку, могу вложить в ремонт автомобиля. Для прохождения ГТО ремонт делать не было необходимости", - написал Дмитрий из Краснодарского края.
Интересно, что автором годичного моратория на прохождение техосмотра стало МВД РФ. Инициативу ведомства по достоинству оценили и в Совете Федерации. " Это очень своевременная мера, которая позволит облегчить жизнь большой части наших граждан. Это шаг вперед, который даст время выработать взвешенную, продуманную линию реформы, как наладить процедуру без очередей и коррупционной составляющей. Необходимо искать оптимальные решения проблемы ТО, причем именно в направлении упрощения процедуры", - считает заместитель председателя комитета по промышленной политике Сергей Шатиров.
Однако, считает сенатор, простая передача полномочий осуществления проверки технического состояния автомобилей от МВД дилерским и техническим центрам или даже операторам, аккредитованным Российским союзом автостраховщиков ничего не изменит. По его мнению, в перспективе, стоит продумать законодательную инициативу, которая выведет личные машины из зоны ТО, но при этом необходимо законодательно прописать ответственность водителя за техническое состояние автомобиля. "В этом случае он будет знать, что несет полную ответственность – вплоть до уголовной – за транспортное средство, которым управляет", - отмечает Шатиров.
В свою очередь заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности Владимир Гусев согласен, что процедуру техосмотра нужно сделать максимально удобной для населения, но при этом он призывает "не бросаться в крайности".
"В частности, не стоит пока отказываться от полной отмены проверки технического состояния авто, учитывая наличие в стране огромного количества старых машин, которые требуют систематического технического осмотра", - считает сенатор. При этом он не видит смысла в проверке новых машин.
Гусев также выступает за введение дифференционованного подхода к процедуре ТО: "Те транспортные средства, которые связаны с риском для жизни – автобусы или кареты скорой помощи, - должны осматриваться предельно тщательно, невзирая на любые жалобы".
Он согласен с идеей о передаче функций по проведению ТО частным структурам, но отмечает, что при этом не стоит полностью отстранять государство от такого контроля. "Жизнь показывает, что наиболее приемлемый способ – это многообразие. Всегда нужно создавать конкурентную среду, предоставляющую различные варианты процедуры", - считает Гусев.
Со своей стороны автомобилисты, комментируя постановление правительства, предлагают увеличить до 3-х лет срок, при котором новым машинам не нужно будет проходить техосмотр. "Если срок, при котором не требуется оформление техосмотра, можно было бы увеличить с года хотя бы до трех лет, то это было бы неплохо. Потому что в данном случае это похоже на идею оживления рынка как скидки или бонуса при покупке нового автомобиля", - заявил "Интерфаксу" лидер движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков. По его мнению, "это тоже станет своего рода бонусом, стимулирующим приобретение именно новых автомобилей".
В целом же Лысаков считает, что постановление правительства существенно упростит жизнь автовладельцев: "Им не нужно будет после покупки нового автомобиля, помимо оформления всей необходимой документации, тратить время на прохождение техосмотра".
Обозреватель Анастасия Николаева