Interfax-Russia.ru - ФСБ получит полный доступ к данным пользователей интернета. Под контроль попадут IP-адреса и адреса электронной почты пользователей соцсетей.
ФСБ согласовала с Минкомсвязи проект приказа, в соответствии с которым к 1 июля 2014 года все интернет-провайдеры обязаны установить на свои сети оборудование для записи и хранения интернет-трафика на срок не менее 12 часов, причем спецслужбы получат прямой доступ к этим записям.
Как выяснил "Коммерсант", проект приказа, подготовленный еще весной, также детализирует, какая информация о пользователях интернета будет передаваться провайдером спецслужбам. Это, в частности, телефонный номер, IP-адрес, имя учетной записи пользователя, адреса электронной почты в сервисах mail.ru, yandex.ru, rambler.ru, gmail.com, yahoo.com и др.; уникальный идентификационный номер пользователя интернет-чата ICQ, международный идентификатор мобильного оборудования (IMEI), идентификаторы вызываемого и вызывающего абонентов интернет-телефонии. В проекте приказа также говорится, что провайдеры должны передавать в спецслужбы информацию о местоположении абонентских терминалов пользователей сервисов интернет-телефонии (Google Talk, Skype и др.).
Впрочем, существующие требования системы оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ), принятые в 2008 году, уже предписывают операторам связи передавать в спецслужбы номера телефонов и местоположение абонентов мобильной связи. Однако ранее оператор не обязан был записывать эти данные.
По мнению директора по безопасности объединенной компании "Афиша-Рамблер-SUP" Александра Рылика, проект нового приказа является всего лишь обновлением требований от 2008 года с учетом современных реалий. "По требованиям СОРМ мы ничего не записываем и не храним. Мы передаем на узел ФСБ наш трафик. Аппаратура СОРМ, которая устанавливается у нас, является просто интерфейсом сопряжения с техническими средствами ФСБ. Вся обработка осуществляется на узле ФСБ", - пояснил Рылик.
Он считает, что с точки зрения прав пользователей в проекте приказа нет ничего нового: оператор связи будет отправлять в ФСБ не больше данных, чем отправляет сейчас. "Скажем так, это автоматизация закона "Об оперативно-розыскной деятельности". Операторы связи выполняют требования закона. Ответственность за возможные злоупотребления лежит на органах, которые получают информацию", - отметил Рылик.
Между тем, как указывают эксперты отрасли, положения приказа нарушают конституционные права граждан и ряд федеральных законов. Об этом, в частности, говорится в письме "Вымпелкома" к Минкомсвязи, копия которого находится в распоряжении "Коммерсанта".
В письме, подписанном директором по аналитической поддержке взаимодействия с органами государственной власти "Вымпелкома" Алексеем Рокотяном, указывается, что ряд положений приказа "нарушают права, гарантированные Конституцией РФ (ст. 23, 24, 45)". Эти статьи гарантируют право на неприкосновенность частной жизни, гласят, что каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. При этом сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
Также, утверждают в "Вымпелкоме", проект приказа "противоречит ст. 8 федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", в которой не установлена обязанность операторов закупать и эксплуатировать специальные технические средства для целей оперативно-розыскной деятельности, не относящиеся к средствам защиты".
Кроме того, отмечает в своем письме "Вымпелком", непонятно, кто будет финансировать покупку записывающих устройств и строительство каналов связи с ФСБ с дорогостоящим оборудованием и высокоскоростными интерфейсами пропускной способностью 1 Гбит/с и выше. По закону, оперативно-розыскные мероприятия проводятся за счет сил и средств правоохранительных органов, а не за счет операторов связи. Если государство не определит источники финансирования, то операторы не смогут выполнить требования приказа до 1 июля 2014 года, предупреждает "Вымпелком".
Правда, как утверждает источник издания в одном из министерств, операторы традиционно оплачивали установку и эксплуатацию оборудования СОРМ, хотя по закону за СОРМ должно платить государство. По предварительным расчетам "Вымпелкома", ежегодные инвестиции в новое оборудование составят $100 млн; по оценке МТС - около 300 млн рублей в год. В любом случае, для небольших операторов новые инвестиции в СОРМ могут оказаться непосильными.
Вместе с тем, как ранее писали "Ведомости", Минкомсвязи предлагает небольшим операторам не тратиться на установку оборудования, позволяющего спецслужбам слушать их абонентов. Они смогут платить более крупным операторам, чтобы те сделали это за них.
Что же касается нарушения конституционных прав, то в Минкомсвязи успокоили интернет-пользователей: "Ничего принципиально нового приказ в работу операторов не добавляет".
В министерстве "Русской службе новостей" отметили, что интернет-операторы и раньше были обязаны устанавливать спецоборудование и передавать уполномоченным органам информацию о пользователях. Единственное нововведение - требование хранить данные об активности пользователей в течение 12 часов.
Ведущий аналитик компании Mobile Research Group Эльдар Муртазин также напомнил, что спецслужбы могут получить любые данные пользователей в интернете уже на протяжении пяти лет.
"Я не думаю, что права граждан сильно нарушаются, потому что любое государство вмешивается в частную жизнь", - сказал он.
О том, что приказ Минкомсвязи не нарушает тайну личной жизни, говорит и заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, член президиума генсовета "Единой России" Александр Хинштейн.
"Я не вижу в этом ничего предосудительного. Безусловно, определенные защитные механизмы быть должны. Если ты заходишь на адекватный, нормальный сайт, чего тебе стеснятся и бояться?" - заявил Хинштейн.
К тому же, по его словам, эти данные "будут доступны только определенным структурам" и достоянием общественности не станут. Депутат также заметил, что ключевым является вопрос, в какой конкретно форме будут предоставляться данные о трафике пользователей.
Новый приказ – это своеобразное обновление той системы, которая уже устарела, считает и глава компании "Ашманов и партнеры" Игорь Ашманов: "Это, как я понимаю, желание обновить ситуацию, перезапустить. Кроме того, новость в том, что самих операторов обяжут хранить сами эти данные, записывать. Это тоже логично с точки зрения спецслужб, тогда ответственность какая-то возникает. Это не уникальный российский опыт. Я думаю, что в США все это делается с 2001 года просто в обязательном порядке везде".
В свою очередь генеральный директор коммуникационного агентства "Социальные сети" Денис Терехов обращает внимание на то, что главным вопросом является система анализа полученных ФСБ данных. "Что с этой информацией делать? Потому что насобирать терабайты данных, в которых 80% – это переписка о котиках, это, конечно, прекрасно. Только кто будет разбираться со всем этим массивом, кто будет анализировать, а самое главное, что с этой информацией делать? Надо прекрасно понимать, что террористы не пишут даже в частной переписке прямым текстом: "Махмуд, вези бомбу на вокзал". Очевидно, что они пользуются каким-то эзоповым языком. И подобной тотальной слежкой, тотальным анализом, боюсь, бороться с терроризмом совершенно точно не получится", - считает Терехов.
Кстати, сфера информационной безопасности за ФСБ будет закреплена законодательно. На днях правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, направленный на усиление противодействия ФСБ РФ угрозам информационной безопасности России.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается "активизация межгосударственного информационного противоборства", "случаи распространения вредоносного программного обеспечения, используемого в качестве информационного оружия" и не исключается "возможность использования информационно-телекоммуникационных технологий для подготовки и совершения преступлений, в том числе террористической направленности".
В связи с этим авторы законопроекта обращают внимание на "необходимость в проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на добывание информации о событиях, действиях или бездействии, создающих угрозу информационной безопасности России". И соответствующими полномочиями по проведению оперативно-розыскных мероприятий предлагается наделить органы ФСБ, на которые еще в начале года президент России Владимир Путин возложил функции "осуществления контроля степени защищенности критической информационной инфраструктуры РФ от компьютерных атак" и установления причин компьютерных инцидентов.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"