Точка зрения 17 января 2012 г. 11:29

Катастрофический круиз

Interfax-Russia.ru – Более ста россиян находились на борту лайнера Costa Concordia, потерпевшего крушение у берегов Италии. Выплаты пострадавшим могут достичь 1 млрд евро.

Круизный лайнер Costa Concordia затонул в Средиземном море 14 января. Роскошное судно, настоящий "плавучий отель" двигался вдоль западного побережья Тосканы. Вечером 13 января близ острова Джильо он сел на мель.

Как сообщает официальный сайт компании Costa, этот лайнер один из крупнейших кораблей круизного флота фирмы. Достаточно сказать, что только под спортивные и оздоровительные сооружения на нем отводились две палубы. К моменту катастрофы на борту Costa Concordia находились 3 тыс. 200 пассажиров и около 1 тыс. человек членов экипажа. Среди пассажиров были, в том числе, и граждане России.

Первоначально точных данных о числе россиян, отправившихся в круиз на этом лайнере, не было. Сообщалось о 108 и 111 пострадавших.

"Costa Concordia совершал круиз по Средиземному морю. Портом отправления был Чивитавеккья, планировались заходы в Савону, Марсель, Барселону, Пальма де Майорку, Кальяри и Палермо. По данным круизного оператора, на борту лайнера находилось около 1000 пассажиров из Италии, 500 – из Германии, 160 – из Франции. Точное количество наших сограждан пока не уточняется: число постоянно меняется в зависимости от данных, предоставляемых операторами", - сообщила Ассоциация туроператоров России (АТОР).

Позднее стало известно, что в катастрофе пострадали 111 граждан России. Разночтения возникли из-за того, что среди туристов на лайнере числилось только 108 россиян, еще 3 были членами экипажа.

"Круизы по Средиземному морю очень популярны у россиян. Зимой такие круизы дешевле, поэтому многие бронируют их в период новогодних праздников. Например, в нашей компании только в субботу накануне аварии закончила свое путешествие очень большая группа туристов. Они сошли в порту Чивитавеккья, где зашли на борт еще четверо наших клиентов", - сообщил президент компании "Нептун" (компания специализируется на круизном отдыхе) Валентин Елисеев.

Туристам, для которых круиз закончился за сутки до катастрофы, очень сильно повезло. Ведь лайнер не просто сел на мель, а серьезно повредил обшивку, затем начал "заваливаться" на борт и, в конце концов, затонул.

По данным АТОР, 15 января три человека из числа тех, кто находился на борту Costa Concordia, погибли - двое французских туристов и гражданин Перу. Несколько десятков человек числились пропавшими без вести.

Но затем количество жертв "круизной катастрофы" возросло в два раза. Как сообщает телерадиовещательная корпорация Би-би-си, пропавшими без вести числятся 25 пассажиров и 4 члена экипажа Costa Concordia. Еще семь человек в результате кораблекрушения погибли.

Представители МИДа России в Италии сумели установить связь со всеми 108 гражданами России, находившимися на борту Costa Concordia. Наши соотечественники остались без паспортов, и дипломатическому представительству необходимо было срочно обеспечить россиян документами. И уже 15 января туристы начали получать "свидетельства на возвращение".

"Выдается так называемое свидетельство на возвращение - документ, который дает возможность беспрепятственно вернуться на родину, на данный момент эти документы выданы уже достаточно большой группе туристов", - сказал "Интерфаксу" 15 января советник посольства РФ в Италии Игорь Багдашев.

При этом дипломат выразил недоумение странной практикой, сложившейся в Европе в отношении туристов из России и стран СНГ при их спасении с тонущего судна.

"Как нам сказали, существует практика, что у граждан СНГ документы изымаются при поднятии на борт. Таким образом, это касается не только граждан России, но и Украины и Белоруссии. Практически ни у кого нет никаких документов с собой", - пояснил он.

Со своей стороны туристические компании отправляли копии виз и паспортов своих клиентов в Италию, чтобы ускорить выдачу временных документов. Как сообщила "Интерфаксу" пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина, к вечеру 15 января почти половина россиян уже получила документы, а несколько человек сумели улететь в Россию.

Тем временем компания Costa Cruises отменила все будущие круизы на Costa Concordia.

Так, компания предлагает пассажирам, забронировавшим круизы на Costa Concordia на 14 января из Савоны, 15 января из Марселя, 16 января из Барселоны, 17 января из Пальмы, 18 января из Кальяри, 19 января из Палермо и 20 января из Чивитавеккьи получить полный возврат стоимости круиза + дает 30% кредит на будущий круиз или альтернативный круиз в январе, феврале или в марте на одном из следующих лайнеров: Costa Luminosa, Costa Mediterranea, Costa Favolosa, Costa Serena или Costa Voyager.

Пассажирам, забронировавшим круизы на Costa Concordia на 21, 28 января, 4, 11, 18 и 25 февраля компания предлагает полный возврат стоимости круиза + дает 30% кредит на будущий круиз или любой альтернативный круиз до июня 2012 года.

О порядке выплаты компенсаций тем, кто находился на борту Costa Concordia в момент аварии, пока ничего не сообщается.

Эксперты рекомендуют туристам писать заявление на компенсацию в адрес руководства Costa Cruises. Организованные туристы могут обратиться за помощью к своим операторам.

О своей готовности помочь россиянам, пострадавшим в кораблекрушении, защитить свои права, заявил и Роспотребнадзор.

"Всем потребителям - российским гражданам, пострадавшим в результате описанных событий, Роспотребнадзор готов оказать индивидуальное консультирование и оказать поддержку в судебном процессе, в случае если потребители изберут судебный порядок защиты своих прав", - сообщил сайт ведомства.

"Пассажирам "Коста Конкордия" следует сохранять все документы, подтверждающие затраты, а также медицинские и прочие справки, которые могут служить доказательством в споре с ответчиком", - заявили в Роспотребнадзоре.

Как считают специалисты ведомства, "иск о возмещении реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристического продукта, может быть предъявлен туристом туроператору либо туроператору и страховщику (гаранту) совместно".

При этом даже если ответчики согласятся на выплату компенсаций в досудебном порядке, турист все равно имеет право требовать от туроператора возмещения упущенной выгоды и морального вреда в рамках законодательства РФ.

В свою очередь МИД России сообщил, что представители посольства России в Риме и генерального консульства России в Генуе находятся в постоянном контакте с итальянскими властями, а также с руководством компании-владельца судна Costa Cruises.

Все расходы по лечению пострадавших при крушении лайнера, пребыванию россиян на территории Италии, а также по обеспечению их выезда на Родину взяла на себя компания собственник Costa Concordia.

"Во всех пунктах размещения на территории Италии организованы оперативные штабы компании "Коста Крочьере", которые на месте решают вопросы заказа и оплаты авиабилетов на регулярные авиарейсы гражданам, намеренным вылететь в Россию. Посольство также проводит работу с авиакомпаниями с целью скорейшей отправки соотечественников на Родину", - говорится в сообщении МИД РФ.

15 января Ростуризм обратился с письмом в министерство транспорта РФ и в Росавиацию с просьбой оказать содействие туристам с Costa Concordia, вылетающим домой.

К этой просьбе прислушались. Так, например, "Аэрофлот" принял решение не взимать с пострадавших туристов плату за переоформление билетов на другие даты и рейсы. А 16 января стало известно, что авиакомпания будет перевозить из Италии в Москву россиян, пострадавших при кораблекрушении лайнера Costa Concordia, вообще бесплатно.

16 января последним пяти россиянам, оставшимся из-за катастрофы с лайнером без паспортов, оформили временные документы. Как сообщил советник посольства РФ в Италии, заведующий консульским отделом Сергей Патронов, в Россию уже вылетели 10 россиян. Остальные туристы определяются с датой вылета. Некоторые решили остаться в Риме. А двое туристов с Costa Concordia "нашлись" в Париже, куда они уехали из Рима.

Причины крушения Costa Concordia все еще выясняются. По данным АТОР, капитан судна Франко Скеттино утверждает, что лайнер получил пробоину, наткнувшись на рифы, не обозначенные на карте.

"Как заявил капитан, от заданного курса Costa Concordia не отклонялась. Представители судовладельца, компании Costa Cruises, также заявили, что судно следовало обычным курсом. Гендиректор компании Джанни Онорато (Gianni Onorato) отметил, что маршрут из Чивитавеккьи в Савону Costa Concordia совершала еженедельно, а у капитана за плечами 11 лет стажа", - сообщает АТОР.

Между тем британская газета "Дейли Телеграф" утверждает, что капитан Costa Concordia сознательно отклонился от курса.

Такова версия следователей, объясняющая недопустимое приближение лайнера к острову Джильо. Как утверждает издание, среди капитанов лайнеров сложилась традиция подходить близко к берегу, чтобы приветствовать своих знакомых. Помимо этого, капитан, возможно, будет привлечен к ответственности за гибель людей, так как он вместо того, чтобы руководить операцией по спасению пассажиров, спешно покинул судно. Сам Скеттино настаивает на том, что покинул судно последним.

Эту версию, в конце концов, также подтвердили и руководители компании Costa Cruises.

Действия капитана Франческо Скеттино противоречат правилам кампании и стали прямой причиной кораблекрушения, заявил на пресс-конференции 16 января генеральный директор фирмы Costa Cruises Пьер-Луиджи Фоски.

"Компания возмущена решением капитана отклониться от заданного курса, которое привело к крушению", - заявил гендиректор.

Он добавил, что руководство Costa Cruises всегда уделяло должное внимание вопросам безопасности и качества предлагаемых услуг, подчеркнув, что компания считает себя пострадавшей стороной в данном инциденте.

Между тем страховые выплаты компании могут побить все рекорды аналогичных платежей в связи с кораблекрушениями. Компании предстоит выплатить пассажирам различные компенсации, размер которых составит около 1 млрд евро.

16 января вечером спасатели прекратили работы на Costa Concordia. Это решение было принято потому, что судно начало смещаться под водой из-за сильного течения, отмечает итальянское телевидение. "Мы немедленно покинули место проведения операции. Это то, чего мы боялись", - заявил представитель пожарных.

"Все операции приостановлены. Нам придется наблюдать за состоянием судна и мы не знаем, когда возобновим операции", - добавил он.

Сейчас судно охраняют от мародеров. Ведь в сейфах кают до сих пор находятся деньги, драгоценности и документы пассажиров.

"Грандиозный и величественный лайнер Costa Concordia - один из крупнейших кораблей флота Costa. Это настоящий плавучий храм наслаждений, который поразит ваше воображение. Во время неповторимого отпуска на борту этого лайнера вас ожидает множество незабываемых впечатлений: оздоровительные процедуры, спорт, культурные и развлекательные мероприятия", - говорится в описании лайнера на официальном сайте компании.

Для нескольких тысяч пассажиров отдых на Costa Concordia, закончившийся на мели у берегов Тосканы, стал действительно по-настоящему незабываемым.

Обозреватель Елена Глушкова

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще