Interfax-Russia.ru – Пока правозащитники и общественники требуют корректировки закона об "иностранных агентах", НКО ищут способы его обойти.
Федеральный закон, обязывающий все некоммерческие организации (НКО), получающие западные гранты, зарегистрироваться в Минюсте в качестве "иностранных агентов", вступил в силу 21 ноября 2012 года. По закону "иностранным агентом" считается организация, которая получает средства из-за рубежа или от российских юридических лиц с иностранным финансированием и одновременно участвует в "политической деятельности". Причем, политической деятельностью признается даже "формирование общественного мнения", которое может повлиять на решение властей.
В конце марта текущего года сотрудники прокуратуры, Минюста и налоговой службы начали масштабную проверку НКО. Причем, и в Минюсте, и в Генпрокуратуре заявили, что проверки некоммерческих организаций проходят для выявления "иностранных агентов" в соответствии с вступившим в силу законом. По данным надзорного ведомства, речь идет о примерно 700 НКО, которые, по некоторым сведениям, имеют иностранное финансирование.
За проверками, которые не завершены и по сей день, последовали предостережения о недопустимости нарушений закона об "иностранных агентах" и ряд административных дел. Так, по информации Международной правозащитной организации Human Rights Watch на начало июня, к административной ответственности в России были привлечены более 50 НКО. В частности, претензии возникли к ассоциации "Голос", принимавшей участие в наблюдении за российскими парламентскими выборами в 2011 и 2012 годах. Впрочем, российские НКО заявили, что иностранными агентами они регистрироваться не будут.
Вместе с тем в Минюсте сетовали на недостаточный перечень оснований для внеплановых проверок НКО, поэтому министерство подготовило соответствующие поправки, и 4 июня комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила законопроект, направленный на повышение эффективности государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций.
"Сейчас законопроект, который расширяет круг оснований для проверок, находится на стадии рабочего рассмотрения. На наш взгляд, круг оснований точно может быть расширен по объективным причинам, здесь нет никакой политики", - заявлял недавно журналистам министр юстиции РФ Александр Коновалов.
Он обратил внимание на то, что руководители НКО должны ясно и отчетливо понимать, по каким поводам к ним в организацию могут прийти с проверкой. "Работа по организации проверок должна быть правильно обустроена, конкретизирована, должна быть понятной и прозрачной для некоммерческих организаций. Должно быть понятно, по каким причинам могут прийти в НКО и организовать внеплановую проверку", - отметил министр, допустив, что перечень таких оснований, безусловно, будет корректироваться в ходе обсуждения законопроекта.
Тем временем, как выяснил "Коммерсант", ряд НКО уже нашли способ обойти закон об "иностранных агентах". "Основная" НКО полностью отказывается от сотрудничества с иностранными партнерами и работает на российские деньги. Одновременно регистрируется "дочерняя" коммерческая организация, которая официально принимает заказы из-за рубежа, но не попадает под закон о НКО", - поясняет издание, ссылаясь на руководителя одной из НКО, поделившегося информацией на условиях анонимности.
"При этом в обеих организациях работают и получают зарплату одни и те же люди", - сообщил собеседник газеты. По его словам, так работают уже около полутора десятков НКО, и данная схема позволяет не сопровождать свои публикации указанием на статус "иностранного агента".
Правда, в НКО называют эту схему "вынужденной мерой". "Не нужно недооценивать степень агрессии с той стороны. Мы можем сделать что угодно, но если будет желание на нас надавить, это не поможет", - заявил "Ъ" заместитель исполнительного директора ассоциации "Голос" Григорий Мельконьянц.
Кстати, сама ассоциация использовать подобные альтернативные схемы не планирует. По словам Мельконьянца, уход от закона может грозить информационным давлением и "более серьезными обвинениями", например, в использовании мошеннических схем.
О необходимости корректировки уже действующего закона об "иностранных агентах" неоднократно говорили правозащитники и представители общественности. "Мы считаем, что та правоприменительная практика, которая складывается, показывает только одно - он написан плохо. Значит, его нужно корректировать", - заявил, в частности, председатель президентского совета по правам человека (СПЧ) Михаил Федотов, отметив, что у СПЧ есть рекомендации, как можно откорректировать этот закон.
С тем, что закон об "иностранных агентах" нуждается в совершенствовании, соглашается и вице-премьер Аркадий Дворкович. "Я тоже считаю, что нужно это законодательство совершенствовать", - заявил он на саммите "Гражданской двадцатки" в Москве.
Вместе с тем он настаивает на исполнении закона в уже принятой редакции. "То, что принято, надо конечно соблюдать, причем всем: и контролирующим органам, и самим некоммерческим организациям. Но при этом и предлагать, как можно законодательство усовершенствовать, предлагать конкретные поправки", - отметил Дворкович.
В свою очередь Комитет гражданских инициатив (КГИ) указывает на ошибки правоприменения закона. "В законе есть прямые ограничения на признание политической деятельностью работу НКО в сфере охраны здоровья и защиты животного мира. Однако "иностранными агентами" признаются организации, занятые помощью больным и защитой диких журавлей", - говорится в заявлении КГИ.
Авторы заявления обращают внимание на то, что реализация этого закона "обнажила противоречивость и размытость норм": "Неопределенность понятия политической деятельности позволила найти ее признаки в защите прав граждан (правозащитный центр "Мемориал"), в проведении семинаров (Московская школа политических исследований), в организации круглых столов (Костромской центр поддержки общественных инициатив), в научных исследованиях (Ассоциация независимых центров экономического анализа), в социологических опросах (Левада-Центр)".
В заявлении отмечено, что российский закон не похож на западные аналоги. Так, отмечают в комитете, если в американском законе (FARA) регулируется деятельность настоящих агентов - действующих по указанию иностранных заказчиков, то в России иностранными агентами стали признавать без разбору почти все организации, получающие деньги из-за рубежа.
Со своей стороны комитет гражданских инициатив намерен добиваться принятия поправок к законодательству об НКО, "которые прекратят практику произвольного навешивания ярлыка "иностранный агент"; исключения необоснованно широкой трактовки понятия "политическая деятельность"; прекращения произвола в правоприменении по отношению к НКО; а также раскрытия государством информации о реальном объеме и целевом назначении иностранных средств, поступающих российским НКО.
Между тем, по мнению главы Московской Хельсинской группы Людмилы Алексеевой, правоприменительная практика, которую многие называют "избыточной", в полной мере соответствует тем целям, ради которых создавался закон.
"Этот закон совершенно сознательно направлен на уничтожение всех независимых общественных организаций в нашей стране", - высказала Алексеева свое мнение на слушаниях в Общественной палате. Именно поэтому, по ее словам, менять текст закона, что-то в нем "смягчать" и переписывать бессмысленно.
Алексеева призвала участников слушаний подумать не над тем, как переписать закон, а о том, как каждая конкретная организация сможет выживать в предлагаемых обстоятельствах.
Тем не менее, в Общественной палате намерены добиваться изменения действующего законодательства с учетом проблем правоприменительной практики. В ближайшее время члены Общественной палаты подготовят резолюцию, в которую включат все прозвучавшие на слушаниях точки зрения. Кроме того, эксперты Общественной палаты соберут данные о проблемах правоприменения закона об "иностранных агентах" и предложат законодателям внести в него соответствующие поправки.
Обозреватель Анастасия Николаева