Interfax-Russia – Минэкономразвития в ближайшем будущем может сократить список моногородов и изменить систему их поддержки за счет федерального бюджета.
Сократить список
О возможном изменении системы поддержки моногородов из федерального бюджета стало известно на круглом столе в Российском союзе промышленников и предпринимателей в РСПП. Его участники рассматривали и обсуждали российский и зарубежный опыт эффективного взаимодействия бизнеса и органов местной исполнительной власти в решении социально-экономических задач в особых экономических условиях.
В середине декабря премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, возложившее координацию работы по развитию моногородов на министерство экономического развития. Ранее эти вопросы находились в ведении Минрегиона.
Специалисты Минэкономразвития после анализа предыдущей работы пришли к выводу о том, что система поддержки российских моногородов нуждается в значительной корректировке. Так чиновники намерены пересмотреть критерии, по которым населенные пункты относят к моногородам, тем самым упорядочив работу в этом направлении.
"Хотим принципиально отойти от формирования списка по заявительному принципу от губернаторов", - пояснил директор департамента особых экономических зон, проектов развития регионов и моногородов Минэкономразвития Андрей Соколов.
По его мнению, нынешняя система включения в список отдает волюнтаризмом. Есть населенные пункты, которые являются моногородами, но не входят в списки, а есть те, кто в нем состоит, но моногородом не является, пояснил директор департамента.
В Минэкономразвития предлагают руководствоваться двумя критериями при определении принадлежности города к моногороду: уровнем занятости населения и показателем отгрузки продукции. Если по первому показателю есть официальная статистика, на которую можно опереться, то по второму точной статистики нет, да и не все предприятия можно проверить оперативно, рассказал Соколов.
Тем не менее, по его словам, в действующем перечне, который насчитывает 342 моногорода, критерию занятости соответствуют лишь около 60 населенных пунктов.
Впрочем, данный список будет пополняться, в том числе за счет предложений отраслевых ведомств. В итоге, по оценке Соколова, в него попадут примерно 80-100 моногородов, которые смогут рассчитывать на поддержку на федеральном уровне.
Директор департамента подчеркнул, что на место в федеральном списке не смогут больше рассчитывать населенные пункты, где живет менее 3 тыс. человек. Судьбу этих сел и поселков будут решать на уровне губернаторов. Одновременно Минэкономразвития планирует добиться усиления внимания к проблемам моногородов со стороны региональных властей. Кстати, динамику развития проблемных моногородов отнесут к критериям оценки деятельности губернаторов.
Средства для достижения цели
Минэкономразвития также планирует изменить источники и механизмы финансирования программ развития моногородов.
В министерстве, в частности, ожидают, что на плечи регионов ляжет 10% планируемых расходов. Кроме того, предлагается сформировать отдельный фонд, из которого субсидиями будут финансировать объекты инфраструктуры. Главная цель - создание инвестиционной привлекательности моногородов для частного бизнеса. Также предполагается выделение субсидий в рамках программ по поддержке малого предпринимательства и по линии Минтруда для переобучения сотрудников.
"Хотим отказаться от в корне неверного принципа, что проблема моногородов должна решаться на территории моногорода. Решение проблемы лежит за пределами города - в близлежащем крупном населенном пункте, например", - считает Андрей Соколов.
По его словам, может быть улучшен механизм переселения граждан из моногородов, не имеющих перспектив.
Чиновник обратил внимание на слабую подготовку проектов по развитию моногородов, которые получают поддержку из федерального центра.
"Таких проектов мало. Лишь 11 моногородов, которые коллеги из Внешэкономбанка считают относительно готовыми", - подчеркнул чиновник.
По словам Соколова, большие надежды возлагаются на специальный проектный офис, который создается в рамках Внешэкономбанка (ВЭБ).
В свою очередь, присутствовавший на круглом столе начальник управления по инвестиционному консультированию и экспертизе проектов моногородов департамента региональной политики ВЭБа Илья Кривогов сообщил, что специалисты госкорпорации завершили анализ 430 площадок, из которых лишь 120 "можно назвать более-менее условно готовыми".
При этом, по его словам, лишь треть из этих 120 "имеет понятную экономическую составляющую".
"Когда смотришь на арендную ставку - стоит прочерк. Регионы уходят от ответа. Должна быть прозрачная политика в отношении инвесторов, которые приходят не на самые привлекательные площадки", - отметил он.
Представитель ВЭБа поддержал предложение о том, что уровень финансирования из регионального бюджета не должен быть высоким.
"Уровень софинансирования должен быть не менее 80-90% со стороны Федерации. Сейчас наступил тот момент, когда регионам надо четко донести те условия, на которых они будут участвовать в программе развития моногородов, чтобы в начале года мы могли работать с городами", - отметил он.
Заместитель генерального директора ОАО "СУЭК" Сергей Григорьев считает положительным решением о сохранении группы, занимавшейся проблемами моногородов, после перехода темы из ведения Минрегиона в Минэкономразвития. По его словам, это означает сохранение преемственности политики государства в отношении моногородов.
По мнению Сергея Григорьева, после ухода с поста министра регионального развития Виктора Басаргина тема поддержки моногородов оказалась менее приоритетной. Поэтому то, что ее передали в ведение Минэкономразвития, является благом. За последние полтора-два года серьезных подвижек в этой сфере не происходило, хотя о проблемах были проинформированы руководители государства, пояснил эксперт.
Он обратил внимание также на то, что сейчас в экономике страны наблюдаются те же явления, которые были зафиксированы в прошлый кризис. Но если в 2008 году, по его словам, реакция была очень быстрой, во всех регионах были созданы антикризисные штабы, то сейчас реакция запаздывает. "Эталон есть, наработали хороший опыт, его терять нельзя", - считает Сергей Григорьев.
Как сообщалось, компания "СУЭК" активно участвует в программе развития российских моногородов, в частности, в Кузбассе. Только в этом году значительные финансовые ресурсы были выделены на строительство и ремонт дорог в регионе. При поддержке компании в Ленинске-Кузнецком создается крупная промышленная площадка, на которой запускается несколько производств.
Кстати, Кемеровская область принимала участие в программе развития моногородов с самого начала. По оценке заместителя губернатора области Дмитрия Исламова, благодаря программе в регионе было создано 16,5 тыс. новых рабочих мест, монозависимость была снижена на 8,9%, а безработица - в 2,5 раза.
По его словам, таких показателей удалось добиться благодаря нескольким направлениям работы: созданию новых рабочих мест и привлечению инвестиций, а также развитию сотрудничества с градообразующим бизнесом. Кроме того, региональные власти занимались созданием инфраструктуры и предоставляли налоговые льготы инвесторам.
"Нужно продумать схему морального поощрения предприятий, которые работают над реализацией программы развития моногородов", - добавил кемеровский чиновник.
Некоторые эксперты рассматривают развитие российских моногородов как сферу, в которой государство и бизнес могут дополнять друг друга.
Так, по мнению члена бюро правления РСПП Давида Якобашвили, развитие государственно-частного партнерства является очень важным для России.
Он уточнил, что существующий зарубежный опыт общения исполнительной власти и бизнеса дает немало примеров успешного сотрудничества. Например, в Великобритании заключение соглашений о государственно-частном партнерстве приводит к существенной экономии бюджета, подчеркнул эксперт.
Обозреватель Иван Сидоров