Interfax-Russia.ru – Эпизод, в котором фигурирует экс-министр обороны РФ, может появиться в деле "Оборонсервиса". Адвокат Сердюкова отрицает, что его подзащитного допрашивали по новому делу.
Невероятное по своим масштабам дело о мошенничестве в ОАО "Оборонсеврвис", входящем в состав Минобороны РФ, до сих пор пополняется новыми эпизодами. В том числе благодаря показаниям ключевых фигурантов по данному делу.
Пока их всего трое: экс-гендиректор Окружного материального склада Московского округа Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Максим Закутайло, его гражданская супруга, возглавлявшая Центр правовой поддержки "Эксперт", Екатерина Сметанова и бывший начальник департамента имущественных отношений Минобороны РФ Евгения Васильева. Также в роли свидетеля по делу проходит экс-министр обороны РФ Анатолий Сердюков, хотя эксперты с самого начала расследования не исключают, что его статус может быть измен в зависимости от полученных доказательств.
Благодаря собранной следователями информации по "Оборонсервису" меньше чем за полгода появилось 25 уголовных дел. Причем касаются они не только незаконной продажи земли и недвижимости, принадлежавших военным, но и их обеспечения продовольствием и энергоресурсами. Общий ущерб по делу превышает 5 млрд рублей, кроме того, следователи пресекли мошенничество еще на 2 млрд 300 млн рублей.
По данным "Известий", к махинациям также причастен и экс-министр. Он, якобы, устанавливал сроки ликвидации предприятий, перепродажа которых в итоге привела к возбуждению уголовных дел.
Так, по версии издания, в марте 2011 года Анатолий Сердюков поручил своим подчиненным составить график реорганизации предприятий "Оборонстроя". Спустя неделю Евгения Васильева предоставила готовый план, по которому все строительные компании военного ведомства до 30 июля должны были войти в состав трех основных ОАО: "Главное управление обустройства войск", "234-е строительное управление" и "31-й Государственный проектный институт специального строительства" (ГПИСС). Позже два последних предприятия должны были ликвидировать. Таким образом, отмечает издание, уникальный и высокодоходный 31-й ГПИСС стал непрофильным предприятием, а его здание в центре Москвы продали.
Помимо фактов незаконной продажи земель и предприятий Минобороны в деле фигурируют и материалы по фиктивной оплате работ на сумму более 80 млн рублей.
Например, военные прокуроры выяснили, что должностные лица ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" ("РЭУ"), входящего в состав "Оборонсервиса", подписывали фиктивные акты о приемке якобы выполненных работ.
По данным прокуратуры, в 2010-2011 годах Минобороны и ОАО "РЭУ" заключили госконтракты по содержанию, ремонту и техническому обслуживанию объектов теплоснабжения военных городков, а также поставку тепловой энергии. По договору "РЭУ" должно было установить экономически обоснованные тарифы на тепло, но компания "незаконно привлекла для их определения соисполнителя - ООО "ЭнергоКонсалт". Договор с компанией был заключен по цене, превышающей рыночную стоимость подобных услуг. Кроме того, большинство мероприятий по формированию тарифных дел и последующей их передаче в энергетические комиссии субъектов РФ фактически выполняли сотрудники филиалов ОАО "РЭУ".
"Лица, осуществляющие управленческие функции в ОАО "РЭУ", в том числе отдельные его руководители, заведомо зная о неисполнении ООО "ЭнергоКонсалт" своих договорных обязательств, не только давали указания о приемке якобы выполненных работ, но и сами подписывали фиктивные акты, впоследствии послужившие основанием для их оплаты", - отмечается в сообщении Генпрокуратуры РФ.
Не менее запоминающимся стало возведение на территории Большого Утриша в Анапе элитного коттеджа.
В 2010 году по просьбе тогдашнего главы Минобороны администрация Анапы передала департаменту имущественных отношений ведомства (им тогда руководила обвиняемая сейчас в мошенничестве Евгения Васильева) участок земли площадью 9 тыс. 227 кв. м в селе Большой Утриш. Землю выделили для строительства радиолокационной станции (РЛС), но в итоге она перешла в собственность мужа сестры экс-министра обороны – Валерия Пузикова. Причем, как пояснил "Интерфаксу" источник, знакомый с ситуацией, под распоряжением о продаже этого участка земли стоит подпись самого Сердюкова.
"Подобные документы по закону вправе подписывать только глава ведомства, что и было сделано в данном случае", – пояснил собеседник агентства.
Собранных доказательств, по данным "Коммерсанта", хватило, чтобы возбудить уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК (мошенничество, совершенное в особо крупном размере).
В то же время адвокат Анатолия Сердюкова опроверг информацию о том, что его клиента допрашивали по новым уголовным делам. Он также заявил, что его подзащитный не знает о возбуждении дела по факту мошенничества.
"Не Сердюкова вызывали, а он сам сказал, что хочет дать определенные показания. Он сделал заявление, дал показания еще по одному вопросу, но не по этому (делу о строительстве коттеджа в Большом Утрише - ИФ)", - рассказал "Интерфаксу" адвокат Генрих Падва.
Тем временем следователи расследуют еще одно дело в рамках истории о хищениях в "Оборонсервисе". Его главной фигурантке – экс-начальнику департамента имущественных отношений Минобороны РФ Евгении Васильевой предъявлено обвинение по ч.3 ст.159 УК РФ (мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере). С ноября 2012 года она находится под домашним арестом.
Незадолго до предъявления обвинения в квартирах Васильевой провели обыски – тогда следователи изъяли у нее имущество на $4 млн. Позже подозреваемая просила следователей вернуть изъятые вещи, однако следователи заявили, что они проходят по делу в качестве вещественных доказательств.
"Получили постановление, нам отказано в возврате имущества. Следователи утверждают, что деньги приобщены к делу в качестве вещественных доказательств. Насчет картин, драгоценностей следователи написали, что проводят специальную проверку. Какую проверку, на предмет чего? Я этого не понимаю! Здесь явно нарушение прав, какие проверки по поводу картин, разве она обвиняется в том, что похищала картины", – сообщил "Интерфаксу" адвокат Евгении Васильевой Хасан Бороков.
Помимо картин и ювелирных украшений следствие наложило арест и на "три квартиры (одну в Москве и две в Санкт-Петербурге), дом в Ленинградской области и нежилое помещение на улице Арбат общей площадью более 600 кв. метров". Кроме того, Васильевой надели электронный браслет, а в ее квартире установил специальные датчики, позволяющие контролировать ее передвижение.
Несмотря на это, адвокат экс-министра Генрих Падва призвал общественность не нагнетать обстановку и помнить о презумпции невиновности подозреваемых.
В самом Минобороны также занимаются делом "Оборонсервиса", планируют провести его реструктуризацию и сократить число входящих в него компаний. Как пояснил министр обороны РФ Сергей Шойгу, Минобороны должно быть декомерциализовано, а продажей лишнего имущества должны заниматься специальные структуры.
Кроме того, как рассказал агентству "Интерфакс-АВН" начальник управления Главной военной прокуратуры генерал-майор юстиции Александр Никитин, ведомство даст правовую оценку действиям должностных лиц Минобороны по итогам расследования дела "Оборонсервиса". Приведет ли это к новым уголовным делам – покажет время.
Обозреватель Татьяна Кочеткова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".