Точка зрения 26 октября 2012 г. 15:31

Оставили на свободе

Interfax-Russia.ru – Координатору "Левого фронта" Сергею Удальцову предъявили обвинение в подготовке массовых беспорядков. Но, в отличие от его соратников, оппозиционера пока не арестовали.

Уголовное дело в отношении Удальцова, его помощника Константина Лебедева, а также помощника депутата Госдумы Ильи Пономарева Леонида Развозжаева было возбуждено 17 октября. Их заподозрили в приготовлении к организации массовых беспорядков (ст.30 и ст.212 УК РФ). Поводом для возбуждения дела послужили результаты проверки сведений, изложенных в фильме "Анатомия Протеста-2", показанном на НТВ 5 октября.

Из его содержания, в частности, следовало, что экс-президент Банка Москвы Андрей Бородин выразил готовность выделить крупную сумму денег на поддержку внесистемной оппозиции в РФ. При этом одним из посредников организации в России запланированного революционного переворота называли главу комитета парламента Грузии по обороне и безопасности Гиви Таргамадзе. В подтверждении авторы фильма продемонстрировали видеозапись, сделанную с помощью скрытой камеры на одной из встреч людей, похожих на Удальцова и Таргамадзе. Мужчины обсуждали лондонскую беседу Таргамдзе с Бородиным.

Сам Удальцов поначалу отрицал факт встречи с грузинским посредником и настаивал на том, что не получал ни денег, ни указаний от иностранцев. Однако позже выяснилось, что переговоры с иностранцами все же велись, но главной их целью было не спонсирование переворота в РФ, а легальное финансирование деятельности "Левого фронта".

После возбуждения уголовного дела Удальцов и Лебедев были вызваны на допрос в Следственный комитет в качестве подозреваемых, а в их квартирах прошли обыски. После допроса лидера "Левого фронта" отпустили из СК РФ под подписку о невыезде, пообещав предъявить ему обвинение 26 октября.

Лебедева же сначала задержали на двое суток, а на следующий день арестовали до 16 декабря. Басманный суд Москвы счел, что помощник Удальцова может уклониться от уголовной ответственности, уничтожить доказательства по делу и оказать давление на свидетелей.

Согласно материалам дела, оглашенным в суде, на осень 2012 года оппозиционеры запланировали "массовые беспорядки, сопровождаемые насилием, погромами и поджогами с применением огнестрельного оружия и взрывчатых веществ на территории Москвы, Калининграда, Владивостока и других городов". С этой целью Удальцов и его соратники выезжали в российские регионы и организовывали тренировочные лагеря, привлекая лиц, владеющих боевыми искусствами.

"В материалах дела также говорится о том, что для воплощения своего замысла Удальцов, Лебедев и Развозжаев планировали привлечь порядка 35 тыс. человек, которые должны были быть вызваны к месту проведения массовых беспорядков посредством смс-сообщений", - сказала судья.

Однако Развозжаева тогда найти не удалось, и его объявили в федеральный розыск. Спустя несколько дней Пономарев сообщил, что его помощник задержан в Киеве и вывезен в Москву. В СК РФ утверждали, что Развозжаев сам обратился в ГСУ СК РФ и написал явку с повинной, в которой "подробно сообщил об обстоятельствах приготовления им, Сергеем Удальцовым, Константином Лебедевым и иными лицами к организации массовых беспорядков на территории РФ, а также о причастности указанных лиц к массовым беспорядкам, произошедшим 6 мая 2012 года на Болотной площади в Москве". Однако вслед за этим оппозиционер сообщил, что показания дал под пытками.

25 октября Развозжаев официально отказался от явки с повинной. По словам адвоката Марка Фейгина, в своем заявлении оппозиционер настаивал, что показания были даны под давлением. Этот отказ, по мнению адвоката, сводит на нет основания для возможного ареста лидера "Левого фронта" – предполагалось, что после предъявления обвинения Удальцову могут изменить меру пресечения.

"Материалов такого рода, которые давали основания о его (Удальцова - ИФ) заключении под стражу, совершенно нет. Тем более с учетом сегодняшнего заявления Развозжаева о том, что он отказывается от данных прежде показаний", - заявил журналистам Фейгин.

Впрочем, в СК РФ заявили, что доказательств по делу о подготовке массовых беспорядков достаточно и без показаний Развозжаева. "Если господин Развозжаев и его соратники думают, что их показания или отказ от них являются ключевыми по уголовному делу, то могу их разочаровать: у следствия достаточно других улик и доказательств, полученных и проверенных следственно-оперативным путем, которых будет достаточно для установления той самой истины, о которой так много говорят сами фигуранты уголовного дела и их соратники", - заявил "Интерфаксу" официальный представитель СК РФ Владимир Маркин.

Между тем, опасаясь, что его арестуют до того, как он явится на допрос, Удальцов несколько дней перед официальным визитом в СК РФ был недоступен по телефону, не появлялся на пресс-конференциях и пикетах, не общался со своим окружением, за исключением адвоката.

Сообщив, в своем "Твиттере" о том, что за ним ведется круглосуточное наблюдение – "пешком и на автомобилях", оппозиционер решил временно скрыться. "Меры предосторожности связаны с тем, что я планирую придти на допрос самостоятельно, а не замотанным в скотч и наручники", - написал он.

Высказывались предположения, что Удальцов может покинуть Россию до 26 октября. Однако в назначенный день он явился в Следственный комитет, где ему предъявили обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.30 и ч.1 ст.212 УК РФ (приготовление к организации массовых беспорядков). Будучи допрошенным в качестве обвиняемого оппозиционер дал подробные показания по обстоятельствам предъявленного обвинения, при этом свою вину не признал.

Меру пресечения в отношении Удальцова менять не стали – он по-прежнему оставлен под подпиской о невыезде. Впрочем, сам он считает, что его в любой момент могут задержать. "Мера пресечения в отношении меня может измениться в любой момент, о чем мне сегодня вновь повторили следователи", - рассказал координатор "Левого фронта" журналистам около здания Следственного комитета.

По мнению оппозиционера, его хотят "взять измором". "Они хотят довести меня либо до психологического срыва, либо выдавить из России", - предположил Удальцов, подчеркнув, что в любом случае никуда не уедет из страны, а наоборот, планирует усилить действия по защите политических заключенных, в том числе Лебедева и Развозжаева, уже арестованных по данному уголовному делу.

"Я сам буду принимать участие во всех мероприятиях и надеюсь, что нас поддержит Координационный совет оппозиции, потому что каждый из нас может оказаться на месте арестованных людей", - заявил Удальцов, сообщив, что в частности планирует принять участие в акциях в защиту политзаключенных 27 и 30 октября на Пушкинской площади.

По словам оппозиционера, он "был абсолютно готов к аресту сегодня". "Тюрьма меня не пугает. Но думаю, мы еще повоюем, отобьем товарищей, защитимся сами и прекратим практику сфабрикованных дел по таким статьям", - заявил он.

Старейшая в России правозащитница, глава Московской Хельсинкской группы (МХГ) Людмила Алексеева также считает, что угроза тюрьмы для лидера "Левого фронта" вполне реальна. "Мы будем протестовать против всего этого безобразия. Если мы не будем энергично протестовать - посадят. Удальцов - в большой опасности, его могут лишить свободы. Вряд ли Запад будет реагировать, Удальцов - это наше внутренне дело", - заявила она "Интерфаксу".

По ее мнению, предъявление обвинений Удальцову – это начало "большого, давно задуманного процесса по расправе с инакомыслием и публичным несогласием, которых так боятся наши власти". "Оппозиция выбрала Координационный совет - теперь знают, кого сажать по порядку. Правозащитники не участвовали в этих выборах, но нас также считают врагами. До всех доберутся", - отметила глава МХГ.

В оппозиции верят в невиновность Удальцова. Так член бюро оппозиционного движения "Солидарность" Сергей Давидис назвал обвинения, предъявленные лидеру "Левого фронта", абсурдными. "Это дело высосано из пальца. Инструменты, которые использует власть - похищения, пытки, абсурдные обвинения - говорят о том, что это не вопрос моих убеждений или моей веры, это на самом деле так", - заявил Давидис "Интерфаксу".

"То, что он не готовил беспорядков, захвата власти, перекрытия дорог, захвата колоколен, и, тем более, на какие-то иностранные деньги, совершенно очевидно", - подчеркнул оппозиционер.

Адвокат оппозиционера Виолетта Волкова уже сообщила "Интерфаксу" о намерении обжаловать предъявление обвинения своему клиенту. При этом она отметила, что сделать это теоретически возможно, но "практически - очень сложно". "Все это уголовное дело абсолютно незаконное, поэтому мы будем обжаловать любое следственное действие", - добавила адвокат.

Между тем член Генсовета "Единой России", первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов предостерег адвокатов координатора "Левого фронта" от того, чтобы рассматривать это уголовное дело как политический процесс против их подзащитного.

"Обвинение, которое предъявлено Удальцову по факту подготовки организации массовых беспорядков в городах России, было достаточно ожидаемым, поскольку до этого появилась информация, что и без явки с повинной Развозжаева у следствия хватало фактов для предъявления соответствующего обвинения. Здесь мы сталкиваемся с историей, отчасти идентичной делу Pussy Riot, когда адвокаты, на мой взгляд, сознательно губят своих подзащитных и занимаются самораскруткой, пиаром, но никак не защитой", - считает Бурматов.

По его мнению, то, что лидер "Левого фронта" не признал своей вины, уже говорит о том, что из уголовной истории делают политический процесс. Парламентарий убежден, что "если все пойдет по этому дурацкому сценарию, то Удальцов подставит себя, а не следствие". Бурматов считает, что самое правильное, что мог бы сделать сейчас обвиняемый оппозиционер – это сотрудничать со следственными органами, а не пытаться сделать из истории политическую тему.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще