Interfax-Russia.ru – В России намерены законодательно ограничить максимальную стоимость служебного автомобиля для чиновников суммой 3 млн рублей.
По инициативе "Общероссийского народного фронта" (ОНФ) чиновникам могут запретить покупать авто дороже определенной стоимости, которая будет варьироваться в зависимости от ранга служащего.
Госдума в ближайшее время рассмотрит поправки к законам N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ограничивающие максимальную стоимость служебных автомобилей.
Начинаться ограничение будет с 1,2 млн рублей для чиновников невысоких статусов и постепенно подниматься. Федеральные министры и главы регионов смогут потратить не более 3 млн рублей на авто. Ограничения по стоимости согласно инициативе ОНФ будут касаться и арендованных автомобилей, чтобы исключить возможные пути обхода новых требований.
По мнению депутата от "Единой России", главы Центральной ревизионной комиссии Вячеслава Лысакова, в пределах 1,2 млн рублей можно купить приличные авто бизнес-класса, которые вполне удовлетворят чиновников среднего ранга, например Toyota Camry.
"В группу, которой будут положены авто не дороже 1,2 млн рублей, войдут 80-90 процентов чиновников. На сумму в 1,2 млн можно приобрести, например, Audi A4, Toyota Camry, Nissan Teana или Skoda Superb", - цитирует пресс-служба ОНФ слова депутата.
Об ограничении цены служебных автомобилей говорят уже достаточно давно. По мнению депутата Госдумы от "Единой России" Алексея Журавлева, чиновники в принципе не должны ездить на авто дороже 1 млн рублей
"За 1 млн рублей можно купить нормальную машину. Депутаты Госдумы ездят именно на таких, а главы администраций районов позволяют себе ездить на машинах гораздо дороже", - заявлял "Известиям" Журавлев.
Однако его предложение не нашло поддержки в ОНФ. Лысаков отметил, что 1 млн рублей недостаточно, поскольку нужно учитывать географические реалии и статус чиновника при закупке служебных машин.
"Сумма, предлагаемая моим коллегой, депутатом Журавлевым – 1 миллион – мала. А максимум в 3 млн за авто для чиновников появился после того, как мы проанализировали автомобильный рынок, стоимость и качество автомобилей, потребительские свойства, потребительские функции", - заявил Лысаков.
Депутат отметил, что верхняя планка в 3 млн вовсе не означает, что именно эту сумму обязательно должны потратить все чиновники. В таких регионах как Магадан, Сахалин и Чукотка необходим полный привод даже для легкового автомобиля, а машина должна быть проходимой и безопасной, поэтому высокая, по мнению Лысакова, стоимость оправдана.
"Где-то могут себе купить машину и подешевле, особенно если в бюджете дырка или регион на большой дотации. Пожалуйста, ребята, опускайтесь вниз, никто не возбраняет. В Госдуме используются арендованные автомобили в пределах миллиона рублей. Но говорить о том, что вся Россия должна вписываться в миллион или полтора - это, на мой взгляд, неправильно. Есть разные чиновники, есть разные регионы. А дифференциация "от трех миллионов и ниже" должна разрабатываться", - заявил Лысаков.
При этом предложение пересадить чиновников на автомобили отечественного производства в ОНФ не поддержали, назвав в качестве главной причины высокую стоимость обслуживания.
"Не стоит забывать также и о стоимости содержания автомобиля, ведь, если авто было собрано на территории РФ, а стоимость его ремонта и обслуживания будет выше, чем у импортного автомобиля, то такой подход обойдется бюджету в большую сумму", - прокомментировал Лысаков. Он также заметил, что подобные решения нужно обосновывать не идеологическими соображениями, а экономической целесообразностью.
Поправки к закону о госзакупках об ограничении стоимости автомобилей в Госдуму внесли в начале июля. На несколько дней позднее инициатива фонда Навального на сайте Российской Общественной Инициативы (РОИ) о запрете чиновникам и сотрудникам госкомпаний приобретать легковые автомобили ценой выше 1,5 млн рублей нашла поддержку у населения и набрала 100 тыс. подписей.
В сентябре инициативу рассмотрела экспертная рабочая группа федерального уровня, а председатель рабочей группы, министр РФ по делам Открытого правительства Михаил Абызов выразил опасение, что из-за принятия предлагаемых поправок к закону бюджетные расходы только увеличатся.
"Я запросил анализ экспертного совета при правительстве и выяснилось, что 85 % автомобилей, приобретаемых для госслужащих стоят ниже 1,5 млн.рублей. В среднем их цена колеблется от 700 до 850 тысяч", - отметил Абызов на заседании экспертной рабочей группы. По словам министра, эксперты опасаются, что установление предельной цены в 1,5 млн приведет к тому, весь автотранспорт, который закупается по довольно дешевой цене, подтянется к верхней границе.
Абызов отметил, что ограничивать чиновников все же необходимо, особенно в связи с тем, что расходы на госзакупки в 2014-2015 годах урезаны на 5% и распределять деньги надо эффективнее.
"По предварительным оценкам членов экспертного совета при правительстве, нормирование затрат на автомобили для чиновников и их обслуживание может дать экономию до 40%", - сказал Абызов журналистам.
Кроме того, рабочая группа при экспертном совете порекомендовала снизить затраты не только на покупку самих машин, но и на их обслуживание, а также частично перейти на монетизацию – пересадить часть чиновников на собственные авто и такси, компенсировать затраты на амортизацию и бензин.
Однако пока депутаты и эксперты не могут прийти к общему мнению, ведомства размещают на портале госуслуг самые разные запросы, в том числе существенно превышающие предлагаемые лимиты. Например, ГУП Республики Хакасия "Управление технической инвентаризации" приобрело Lexus LS460L за 5,2 млн рублей. А управление делами президента РФ в конце сентября опубликовало заявку на закупку 170 легковых автомобилей среднего класса на сумму 332,3 млн рублей, следовательно, каждый седан будет стоить почти 2 млн рублей. Среди технических требований к машинам – 8-ступенчатая автоматическая коробка передач со стептроником и динамический круиз-контроль.
Оптимизация затрат на содержание чиновников – тема популярная, и сократить бюджетные расходы таким образом пытались не раз. Так ульяновский губернатор Сергей Морозов предлагал пересадить госслужащих на "Лады" и "УАЗы". В Пензе чиновникам предлагали использовать для передвижения скутеры и велосипеды, а мэр Липецка заставил своих подчиненных неделю ходить пешком. Причем, не только для экономии, но и чтобы чиновники стали лучше решать городские проблемы.
Обозреватель Александра Галактионова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"