Точка зрения 8 октября 2012 г. 17:00

Штрафные промилле

Interfax-Russia.ru – Нетрезвых водителей ждет повышение штрафов и ужесточение наказания. Эксперты еще обсуждают нюансы, однако уже известно, что работа будет завершена к I кварталу 2013 года.

Июль 2010 года стал для некоторых автолюбителей по-настоящему черным – депутаты Госдумы приняли закон, запрещающий садиться за руль, будучи даже слегка нетрезвым. И если раньше водителю можно было управлять транспортным средством, когда в его крови содержались незначительные 0,3 промилле, после одобрения документа сотня грамм на "посошок" оказалась под строжайшим запретом.

Полемика по этому поводу разгорелась нешуточная, ведь помимо алкогольных напитков под запрет попадали квас и кефир, которые также могли добавить в кровь лишних промилле. По словам противников инициативы, на показаниях алкотестеров сказывался прием некоторых медицинских препаратов, например, настоя валерьяны. К тому же, они напоминали про эндогенный (вырабатываемый самим организмом) алкоголь, уровень которого при определенных заболеваниях – например, у людей, больных диабетом или страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта, – может быть повышен.

По мнению главного нарколога Минздравсоцразвития Евгения Брюна, влияние эндогенного алкоголя и "квасных градусов" на показания алкотестера преувеличены.

"Квас - это спиртовое брожение углеводов, с содержанием до 1% алкоголя. Если его держать во рту, несомненно, прибор покажет алкоголь. Однако при обычном употреблении он в течение 10 минут все выветривается. Пока вас остановят, пока подготовят прибор для проверки, пока проверят, все выветрится", – убежден нарколог.

Главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко оказался более категоричен, поставив любителей кефира перед выбором.

"Любишь кефир - выбирай: будешь за рулем ездить или кефир пить. Вот он кефир любит, ах, какой он паинька, мы ограничили его права. А то, что он убивает наших детей, наших граждан - это что?" – негодовал главный санитарный врач.

Тем не менее, предложения вернуться к ненулевому количеству промилле не прекращались. Хотя даже Дмитрий Медведев, бывший тогда президентом РФ, признал, что россияне еще не "созрели" для отмены сухого закона для водителей. Подтверждением тому стало несколько резонансных ДТП, которые произошли по вине водителей, вопреки закону севших за руль подшофе.

21 июля 2012 года гражданский муж москвички Екатерины Заул почувствовал себя плохо, и 24-летняя девушка, которая к тому моменту успела выпить некоторое количество алкоголя, решила самостоятельно отвезти его в больницу в Старой Купавне (Московская область). Несмотря на знаки и крутые повороты на дороге, она на высокой скорости решила обогнать автомобиль, едущий в попутном направлении.

В это время по обочине к автобусной остановке друг за другом шли пятеро пешеходов – четверо взрослых и семилетний ребенок. Во время обгона водитель не успела вовремя среагировать, и в считанные секунды пешеходы оказались под колесами ее иномарки Land Rover Freelander 2.

По словам одной из свидетельниц, после ДТП Екатерина Заул не вышла из машины. Она заблокировала двери и не пыталась помочь пострадавшим.

"Я до сих пор просыпаюсь по ночам от ее спокойного, безразличного взгляда", - заявила на суде свидетель.

Официальное обвинение Екатерине Заул предъявили 26 июля. Женщина полностью признала свою вину и сказала, что сожалеет о случившемся. По ее словам, она "не поняла, как произошла такая трагедия", почувствовав лишь удар о машину.

Уже позже медики установили, что в крови виновницы ДТП находилось 0,5 промилле алкоголя. Положительными оказались и анализы погибших пешеходов. К тому же, по мнению адвоката Екатерины Заул Владимира Землянского, инцидента могло и не произойти, если бы пешеходы соблюдали правила и шли навстречу автомобильному движению, а не в попутном направлении.

"Поэтому необходимо изучить все стороны дела, необходимо адекватное наказание", – сказал адвокат, отметив, что это ни в коем случае не уменьшает вину его подопечной.

Поскольку задержанная полностью признала свою вину, судебное разбирательство проходило в особом порядке. Екатерину Заул обвиняли по ч. 6 ст. 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Максимальное наказание по данной статье составляет до 9 лет лишения свободы и лишение прав на управление автомобилем на срок до 3 лет. Также родственники погибших потребовали компенсировать им моральный и материальный ущерб, взыскав с водителя несколько миллионов рублей. Кроме того, после ДТП сиротой осталась 15-летняя девушка, на содержание которой также требовались средства.

Приговор огласили 8 октября: как и ожидали, Екатерину Заул приговорили к 8 годам заключения в колонии общего режима и запретили ей в течение 3 лет управлять автомобилем. Родственникам погибших виновница ДТП должна выплатить 3,5 млн рублей, а возможность компенсации морального вреда осиротевшей девушке суд должен был рассмотреть отдельно.

Как отметил судья в своей речи, москвичка проявила "преступную небрежность", сев за руль в состоянии алкогольного опьянения, а само ДТП она могла предотвратить, "снизив скорость и двигаясь в пределах дорожной полосы".

Пока следователи разбирались в тонкостях дела, по вине пьяного водителя произошло еще одно резонансное ДТП: 22 сентября 30-летний Александр Максимов на высокой скорости врезался в остановку общественного транспорта на Минской улице в Москве, где в этот момент находилось пятеро детей и двое взрослых. Казалось, за сутки каждый столичный житель узнал, как выглядит виновник ужасающего ДТП, и что его уже пять раз лишали прав за вождение в нетрезвом виде. Впрочем, превентивные меры не сделали мужчину сознательнее. В ходе допроса полицейские выяснили, что Максимов, прежде чем сесть за руль, "пил две недели". Врачи также установили, что одними возлияниями водитель не ограничился. В его анализах, помимо 2,78 промилле алкоголя, обнаружили следы марихуаны.

В тот же день полицейские задержали еще 131 нетрезвого водителя, причем, 60 из них отказались проходить медицинское обследование. А за неделю на дорогах Москвы полицейские "выудили" еще 1 тыс. 237 пьяных автомобилистов. Для чистоты наблюдений "эксперимент" решили повторить через две недели, однако результаты вновь оказались неутешительны – только за 5 октября инспекторы ГИБДД задержали 120 водителей навеселе.

Бороться с вредной привычкой решили на законодательном уровне. Спустя два дня после ДТП на Минской улице представители фракции ЛДПР внесли в Госдуму проект закона, предусматривающий конфискацию прав и автомобилей у пьяных водителей на срок до 2 лет (согласно статьям КоАП РФ, сейчас водителя могут лишить прав на срок от 1,5 до 3 лет или оштрафовать на 5 тыс. рублей, если он уже лишен прав). Аналогичная мера наказания грозила водителю, если его он передал автомобиль нетрезвому другу, однако срок конфискации авто и документов увеличивался до трех лет. Конфисковать автомобиль предлагали и у нетрезвых водителей, уже лишенных прав. Одновременно с этим он должен заплатить штраф в 5 тыс. рублей.

"Данные меры позволят увеличить степень ответственности и создадут препятствие для повторного совершения правонарушения", – отметила пресс-служба партии.

Похожий законопроект разработало и Законодательное собрание Калужской области, однако его авторы предлагали лишать нетрезвых водителей прав не на 3, а на срок до 10 лет.

Кроме того, ужесточить наказание предлагали нетрезвым водителям, лишенным прав или вообще не имеющим их. Если сейчас максимальное наказание для них составляет до 15 суток административного ареста, то после одобрения инициативы оно могло увеличиться до 30 суток. Также предполагали увеличить и штрафы с нынешних 5 тыс. до 300 тыс. рублей в зависимости от состава правонарушения.

В свою очередь глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко предложил лишать пьяных водителей автомобилей, а алкоголиков, состоящих на учете, водительских прав, пока с зависимостью не будет покончено.

"У нас в стране 2,5 млн алкоголиков, и где-то 3 млн людей, у которых диагноза нет, но они уже в тяжелой зависимости. Вопрос: почему мы не изымаем права у людей, которым поставлен диагноз "алкоголизм" и которые длительно пьют?" - заявил главный государственный санитарный врач РФ "Интерфаксу".

"Разговоры о том, что надо подумать о семье этого человека, неуместны. А он о своей семье подумал, садясь пьяным за руль? Не давайте ему права садиться за руль", - сказал врач, подчеркнув, что поправки в законодательство также должны закрепить права пассажиров, например, узнать, кто выпустил в рейс нетрезвого водителя общественного транспорта.

С ним согласился и представитель ГАИ. По словам начальника главного управления обеспечения безопасности дорожного движения (ГУОБДД) МВД РФ Виктора Нилова, необходимо создать единую базу, в которую будут включены не только алкоголики, но и люди, которым по медицинским показаниям нельзя садиться за руль.

Взвесив все "за" и "против", в правительстве склоняются к возможному ужесточению наказания. Например, предлагают лишать нетрезвых водителей прав на срок до 3 лет и увеличить административные штрафы, хотя их окончательный размер еще не определен.

"За нахождение в нетрезвом состоянии за рулем нужно значительно увеличить административные штрафы, он должен быть, по мнению экспертов, настолько значимым, чтобы составлять среднюю стоимость автомобиля на рынке", – заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов, отметив, что штраф должен отразиться на материальном благополучии нарушителя и его семьи.

Он также пояснил, что за повторное нарушение предлагается ввести уголовную ответственность, серьезный штраф вкупе с лишением водителя прав на определенный срок. Эксперты поддержали сохранение полного запрета на содержание алкоголя в крови водителя. Кроме того, они рассматривали возможность пожизненного лишения прав проштрафившихся водителей, однако идея так и не получила поддержки – специалисты настояли, чтобы у нарушителей ПДД была возможность искупить свою вину и снова сесть за руль.

На рассмотрение предложения отвели несколько недель, однако уже известно, что финальные поправки примут во время осенней сессии Госдумы. В крайнем случае, до I квартала 2013 года – к этому времени закон уже должен быть опубликован.

Кстати, помимо ужесточения наказания для нетрезвых водителей, эксперты обсуждают возможность увеличения штрафов для лихачей (за превышение скорости в 120 км/ч штраф предлагают увеличить до 50 тыс. рублей), водителей, не остановившихся на запрещающий сигнал светофора и нарушающих правила проезда через нерегулируемый пешеходный переход.

Обозреватель Татьяна Кочеткова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще