Interfax-Russia.ru – Первую в России дорогу для автомобилей-беспилотников могут построить между Петербургом и Новороссийском.
По прогнозам аналитической компании IHS Automotive, к 2035 году по дорогам мира будут перемещаться около 21 млн беспилотных автомобилей. Так, уже к 2025 году годовые продажи самоуправляемых транспортных средств превысят 600 тыс., а в следующие 10 лет будут расти в среднем на 43% в год.
Делая подобные выводы, аналитики учли такие факторы, как рост популярности совместных поездок и увеличение инвестиций автопроизводителей в новые технологии.
Действительно, автоконцерны смирились с неизбежностью роботизации автомобилей и обратились за помощью к высокотехнологичным компаниям Кремниевой долины. В марте General Motors купила стартап Cruise Automation, занимающийся технологией беспилотного вождения, за $1 млрд. В мае Fiat Chrysler Automobiles заключила соглашения с Google о разработке минивэнов Pacifica с системой автоматического управления.
В свою очередь компания Otto, объединившая бывших сотрудников компаний Google, Apple и Tesla, предлагает не строить новые беспилотные грузовики с нуля, а наладить переоснащение существующих, что, по их расчетам, обойдется дешевле. Как сообщает BBC, предприниматели исходят из того, что автономные грузовые автомобили войдут в широкий обиход раньше, чем легковые.
Изначально беспилотные технологии планируется применять лишь при движении по автомагистралям, в населенных пунктах водителю придется брать управление машиной на себя. При нынешнем уровне развития беспилотной технологии, как считают создатели Otto, она довольно скоро позволит управлять грузовиками на американских автомагистралях, но для условий дорог локального значения и городских улиц ее возможности пока недостаточны.
Вместе с тем, как отмечают эксперты, в России развитие данного направления идет медленнее, чем в Европе, США и Китае.
"На наш взгляд мы начинаем отставать во внедрении и отработке технологий V2X. В Европе и Америке приняты сотни стандартов по этой теме, проводятся пилотные проекты", - говорит президент Некоммерческого партнерства "ГЛОНАСС" Александр Гурко.
Так, в США беспилотный автотранспорт испытывается в трех разных регионах с различающейся плотностью населения. В Китае пилотные зоны созданы в двух городах. По словам Гурко, до 20-30% транспорта в этих странах в 2020-х годах может быть беспилотным.
"В России, я думаю, в первую очередь, в этом направлении будут развиваться грузовые и пассажирские перевозки", - считает он.
Он напомнил, что созданием беспилотных автомобилей активно занимается "КамАЗ", намерена развивать это направление группа "ГАЗ".
Внедрение беспилотного автотранспорта достаточно трудоемкий процесс: эта сфера влияет на дорожное строительство, автомобильную промышленность, автострахование и регулировку дорожного движения.
В европейских странах уже готовят дороги для массового использования машин-роботов. Специалисты призывают не затягивать, так как первые беспилотные грузовики уже появились на трассе между Австрией и Нидерландами.
"И если в России в ближайшее время не появится план по развитию беспилотных перевозок, то мы рискуем потерять экспорт в Европу - наши авто просто не пустят на их дороги. В Минтрансе это понимают, там уже создают специальную межведомственную рабочую группу", - цитирует "Российская газета" замдиректора департамента программ развития Александра Славуцкого.
По мнению зампредседателя правления "Автодора" по инвестициям и стратегическому планированию Александра Носова, в первую очередь нужно пересмотреть нормы проектирования дорог, чтобы они подходили для проезда беспилотников. Необходимы не только дорожные знаки, а радиосигналы, которые будут информировать машину о сложном участке, скоростном режиме, ДТП.
Первой российской дорогой, которую оборудуют для проезда машин-роботов, может стать трасса, связывающая Санкт-Петербург и Новороссийск. Однако средств на строительство такой дороги потребуется немало. Судя по европейским наработкам, каждый километр автотрассы для беспилотников должен быть оборудован специальными датчиками. Только тогда машины смогут "общаться" в едином информационном пространстве. В будущем это позволит оптимизировать трафик и минимизировать пробки на дорогах.
Также, считают эксперты, должны быть выработаны международные нормы для беспилотных перевозок, в том числе в части безопасности данных, защиты каналов связи, юридического урегулирования вопросов при попадании беспилотников в ДТП или нарушении правил дорожного движения.
Российские законодатели уже озаботились разработкой правил движения по дорогам автомобилей-беспилотников. Так, в марте в Госдуме в рамках "круглого стола" на тему нормативно-правового регулирования применения беспилотных систем в РФ, было предложено разрешить беспилотным автомобилям выезжать на дороги общего пользования в том случае, если в его кабине будет находиться водитель, который в случае необходимости сможет переключить процесс управления в ручной режим.
В законодательстве также предлагается прописать, что ответственность за ДТП с участием беспилотного транспортного средства (БПТС) будет нести водитель. При этом БПТС должно иметь бортовой самописец для фиксации параметров движения беспилотника, а также видео- и аудиозаписей дорожной ситуации.
Для закрепления предлагаемых изменений в законодательстве предлагается разработать поправки в Кодекс об административных правонарушениях РФ, в Правила дорожного движения и в Уголовный кодекс РФ.
В частности, в ПДД предлагается прописать, что на транспортных средствах должны быть установлены опознавательные знаки: "Беспилотное транспортное средство" и дать описание данного опознавательного знака.
В УК РФ предлагается дать определение, что под БПТС понимается механическое транспортное средство, оборудованное системой автоматического управления, которое может передвигаться без участия водителя.
При этом, как констатировал ответственный секретарь комиссии Госдумы по развитию стратегических информационных систем Андрей Черногоров, Россия меньше других стран продвинулась в разработке законодательства в сфере использования беспилотных транспортных средств. Ведь в Европе, в США уже вступили в силу акты, регламентирующие движение беспилотников на дорогах общего пользования на уровне отдельных регионов.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook