Interfax-Russia.ru – СВО может стать длительным процессом, но, как указывают в Кремле, может закончиться и "завтра, если у украинского президента будет такое желание".
Достижение результатов специальной военной операции может оказаться длительным процессом — заявил президент РФ Владимир Путин в ходе встречи с членами Совета по правам человека. При этом уже значимым для России результатом он назвал появление у страны новых территорий.
"Чего уж там греха таить. И Азовское море стало внутренним морем Российской Федерации. Это серьезные вещи. Петр Первый еще боролся за то, чтобы выйти к Азовскому морю", — заметил глава российского государства.
Вместе с тем, подчеркнул президент, самое главное — это люди, которые проживают на этих территориях.
"Результаты референдумов показали, что люди хотят быть в России. И считают себя частью этого мира, частью этого пространства, нашей общей культуры, традиций, языка. И это самый главный результат. И они теперь с нами. А это миллионы людей — это самое главное", — считает Путин.
При этом он отметил, что разговоры о проведении в России дополнительной мобилизации не имеют смысла, поскольку в этом нет необходимости.
"Половина из всех мобилизованных граждан не находится в группировке вообще, они до сих пор находятся на полигонах и в учебных центрах министерства обороны, где проходят дополнительную подготовку (...) это так называемый боевой резерв (...) В этих условиях разговоры о каких-то дополнительных мобилизационных мероприятиях просто не имеют смысла. Необходимости для государства и для министерства обороны в этом на сегодняшний день нет никакой", — пояснил президент РФ.
Он уточнил, что из 300 тыс. мобилизованных только 150 тыс. находятся в зоне проведения специальной военной операции, из них 77 тыс. — непосредственно в боевых подразделениях, а остальные выполняют функции войск территориальной обороны или проходят дополнительную подготовку.
Со своей стороны пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков пояснил журналистам, что речи о присоединении новых территорий в районе проведения специальной военной операции не идет.
"Об этом речи не идет. По крайней мере, никаких заявлений на этот счет не было. Но все равно предстоит много работы по освобождению территорий. Вы знаете, что в ряде новых регионов Российской Федерации есть оккупированные территории, которые предстоит освободить", — заявил представитель Кремля.
Он напомнил, что одной из главных целей специальной военной операции, и об этом было заявлено президентом 24 февраля, была защита людей, "которые живут на юго-востоке Украины, которые живут на Донбассе".
"И в рамках защиты этих людей как раз образовались эти территории (Луганская и Донецкая республики, Херсонская и Запорожская области), которые были присоединены в результате проведенных там референдумов. Вот о чем говорил президент", — сказал Песков.
Отвечая на уточняющий вопрос, остается ли в числе целей специальной военной операции денацификация и демилитаризация, Песков заявил: "Безусловно".
Между тем, заметил он, специальная военная операция на Украине может закончиться хоть завтра, если у украинского президента будет такое желание.
"Зеленский знает, когда это может все закончиться: это может все закончиться завтра при желании", — отметил пресс-секретарь президента РФ.
В Кремле никогда не исключали, что специальную военную операцию на Украине возможно завершить и после мирных переговоров.
"С нашей точки зрения специальную военную операцию на Украине можно завершить после достижения ее целей. Или завершить путем достижения целей мирными переговорами, что тоже возможно", — отмечал в ноябре пресс-секретарь президента РФ, добавив, что мирные переговоры "в силу позиции, занятой украинской стороной, невозможны".
По словам Пескова, Россия не фиксирует изменений в позиции Киева относительно переговоров с Москвой.
"Киев не хочет переговоров, а специальная военная операция продолжается", — сказал тогда он.
На днях представитель Кремля подчеркнул, что на настоящий момент в Москве по-прежнему не видят перспектив каких-либо переговоров по урегулированию на Украине, несмотря на недавнее заявление госсекретаря США Энтони Блинкена. Ранее он заявил, что конфликт на Украине почти наверняка закончится при помощи дипломатии и переговоров и итогом этого станет "справедливый и длительный мир".
"То, что итогом происходящего должен стать справедливый и долгосрочный мир — с этим можно согласиться. Но что касается перспектив каких-то переговоров, то мы их не видим в настоящий момент. Мы неоднократно об этом говорили", — сказал Песков.
У него уточнили, что должно произойти для того, чтобы в Кремле увидели такие перспективы.
"Должны быть достигнуты цели специальной военной операции. РФ должна и достигнет поставленных целей", — сказал Песков.
Неоднократно указывали на то, что Москва готова к переговорам с Киевом и в МИД РФ.
"Мы по-прежнему открыты к переговорам. Мы никогда от них не отказывались. Мы готовы их вести, разумеется, с учетом тех реалий, которые складываются на текущий момент", — заявляла в частности в начале ноября официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
При этом в Москве считают нереалистичными и неадекватными выдвигаемые Киевом условия для запуска переговорного процесса.
"Все проблемы находятся на украинской стороне, которая категорически отказывается от каких-либо переговоров и выдвигает условия, которые заведомо нереалистичны и неадекватны этой ситуации", — подчеркивал в середине ноября глава МИД РФ Сергей Лавров в беседе с журналистам "на полях" саммита G20 в Индонезии.
Как отмечал глава МИД РФ, российская сторона "многократно устами президента подтверждала, что не отказывается от переговоров".
"И, если кто и отказывается, так это Украина. И чем дольше она будет отказываться, тем труднее будет в конечном итоге, договариваться", — заявлял Лавров.
Накануне, выступая на "Примаковских чтениях" в Москве, он в очередной раз подтвердил, что, если сейчас поступит серьезное предложение по урегулированию ситуацию на Украине, то Москва будет готова разговаривать.
По словам министра, "у нас не было недостатка в доброй воле". Он напомнил, что в декабре прошлого года Россия направила Западу свои предложения о гарантиях безопасности, а в марте проходили переговоры с Украиной в Стамбуле.
Вместе с тем, отметил Лавров, на Западе "по-прежнему лелеют надежду на то, чтобы разгромить Россию на поле боя — кто-то это говорит в лоб, кто-то не в лоб".